Н
еизвестное об известном
в Балтийское море. Так, напри-
мер, в 1702 году по распоряжению
царя крестьянами-поморами была
сооружена знаменитая Осударевая
дорога, по которой волоком от Бело-
го моря к Онежскому озеру были
перемещены боевые суда «Св. Дух»
и «Курьер» для участия в штурме за-
нятой шведами крепости Нотебург,
о которой до сих пор местное насе-
ление рассказывает легенды.
Русский Север никогда не был
отсталой экономической окраиной
государства. В период формиро-
вания севернорусской культуры
широкое распространение получили
морские и соляные промыслы, до-
быча руды, смолы, кораблестроение,
заготовка и сплав леса на Северной
Двине. По водному пути через Во-
логду в Архангельск отправлялись
хлеб, лен, пенька, меха. Столица
Поморья - Архангельск снабжала
Москву рыбой, салом, кожами
морских зверей, пушниной. Через
Архангельск же шла значительная
часть торговли с Сибирью. Позднее,
в «петербургский» этап истории
Русского Севера, появились новые
промышленные центры края. Петр
Первый трижды посетил Архан-
гельск, положив здесь начало судо-
строению. И хотя в первой половине
XVIII века произошел некоторый
спад в экономике края, вызванный
в первую очередь переориентацией
внешней торговли из Архангельска
в Санкт-Петербург, тем не менее
строительство в течение XVIII века
Петровского, Кончеозерского, По-
венецкого, Вичковского и Алексан-
дровского казенных металлургиче-
ских заводов, корабельных верфей в
Лодейном Поле и Олонце, сыграв-
ших большую роль в строитель-
стве Балтийского военно-морского
флота, лесопильных предприятий
и так далее свидетельствовало об
интенсивном экономическом раз-
витии региона.
В XVIII-XIX веках продол-
жали развиваться художествен-
ные промыслы: серебряное дело,
косторезный промысел, резьба по
дереву, ткачество, золотошвейное
искусство.
Строительство Санкт-Петер-
бурга означало начало нового этапа
в истории Русского Севера. Через
систему водных и сухопутных дорог
новая столица стала центром при-
тяжения для Севера. В начале XIX
века был сооружен Мариинский
водный путь, соединивший Волгу с
Балтийским морем и обеспечивший
эффективное экономическое ис-
пользование нового морского пор-
та - Петербурга. В 1861 году было
установлено регулярное пароходное
сообщение между Северной столи-
цей и Петрозаводском. Вся Россия
получила выход в устье Невы.
Именно на территории Русско-
го Севера началось железнодорож-
ное строительство в России. В 1837
году первая железная дорога связала
Санкт-Петербург с Царским Селом,
на рубеже XIX-XX веков столица
была соединена железной дорогой
с восточными землями Европей-
ского Севера - Вяткой, Пермью,
Котласом.
Под влиянием растущих потреб-
ностей новой столицы, связанных в
первую очередь с бурным строитель-
ством, в XVIII-XIX веках на Севере
начинается активное освоение при-
родных богатств края. Еще самый
известный уроженец Поморья,
член Петербургской Академии наук
М. В. Ломоносов (1711-1765) под-
нимал вопрос о бесценных природ-
ных богатствах Русского Севера.
Через его лабораторию прошли
образцы пород, доставленных из
Олонца, Каргополя, Великого Устю-
га, бассейнов рек Тоймы и Ваги.
Посылаются многочисленные экс-
педиции на поиски месторождений
полезных ископаемых. В середине
XVIII века начинает вестись актив-
ная добыча и обработка мрамора и
гранита. Первым и одним из глав-
ных строительных и облицовочных
природных материалов оказался ка-
мень Ингерманландии - плитчатый
известняк из карьеров Путиловских
каменоломен на реках Тосне, Ижоре
Волхове. В период расцвета петер-
бургского зодчества карельская
земля стала главной сырьевой базой
декоративного камня. Великолепие
архитектуры города и его окрестно-
стей во многом обязаны широкому
применению именно карельско-
го мрамора и гранита. Особенно
большим спросом пользовались
серый гранит и мрамор, добывае-
мые на Северо-Западной Ладоге в
открытых в середине XVIII века
месторождениях под Сердоболем,
а также под Петрозаводском в Тив-
дии, который шел на сооружение
и облицовку домов в Петербурге.
Серый массивный и серо-белый
полосчатый гранит использовался
в облицовке Мраморного дворца,
в элементах фонтана в садике у
Зимнего дворца, в многочисленных
монументах, скульптуре, цоколях
зданий, в колоннах портиков и так
далее. Из бледно-розового тивдий-
ского мрамора сооружены колонны
Михайловского замка, Мраморный
зал Российского Этнографического
музея, Мариинский дворец. Атлан-
ты, стоящие у входа в Эрмитаж,
облицовка Исаакиевского собора,
полы Казанского собора - везде
использовались карельский мрамор
и гранит.
Кроме того, началось промыш-
ленное освоение главного природного
богатства Русского Севера - леса,
повсюду стали появляться лесо-
пильные предприятия, продукция
которых отправлялась главным
образом в Петербург. Возникшие
в это же время железоделательные
заводы стали изготавливать художе-
ственное литье для украшения улиц
и мостов Санкт-Петербурга.
Наконец, Русский Север яв-
ляется также родиной российских
курортов. В 1714 году недалеко
от побережья Онежского озера в
местечке Кончозеро был открыт
источник минеральных вод, содер-
жащих большое количество железа.
По указанию Петра Первого вблизи
этого источника был открыт первый
в России курорт, куда впоследствии
любила ездить лечиться и отдыхать
петербургская знать.
Санкт-Петербург стал не толь-
ко крупнейшим промышленным
центром страны, но и местом, ини-
циировавшим, благодаря реформам
Петра I, структурную перестройку
общества. Эта перестройка привела
к разрыву между элитой общества
и крестьянством, которое именно в
дореформенное время стало ассоци-
ироваться с собственно «народом»,
приняло угрожающие размеры.
Реформы Петра I, по мнению интел-
лигенции XIX века, привели к фор-
мированию двух отчужденных друг
от друга культур: европеизирован-
ной культуры элиты, «сотворенной
Петром из чужих чувств, обычаев и
внешних проявлений»3, и народной
культуры. Вдруг оказалось, что рус-
ские крестьяне, хранители традиций
предков, говорят на другом языке,
по-иному одеваются, едят и чувству-
ют, словом, как сейчас сказали бы,
имеют свой собственный габитус.
Исследователь Эдкинд приводит
25
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 24 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст