Появление крупного города
на Севере в корне изменило демо-
графическую и социокультурную
ситуацию края. В первую очередь
изменился характер миграционных
потоков на Русском Севере. Для
обеспечения работ по строительству
города и военных нужд в устье Невы
в окрестности будущего города из
разных губерний России переселя-
лись мастеровые люди. Реализация
планов Петра Первого непосред-
ственным образом сказалась на ха-
рактере этнического и социального
состава населения как окружающих
Петербург земель - Ингерманлан-
дии, так и всего Русского Севера.
Основную часть переселенцев в Пе-
тербург и его окрестности поставлял
Русский Север: Вологда, Галич, Ве-
ликий Устюг, Прионежье, Северная
Двина. Весь миграционный поток в
XVIII веке исследователи условно
разделяют на несколько групп:
а) мастеровые люди и крестьяне,
переселенные для строительства
города; б) переведенные дворцовые
крестьяне для ведения хозяйства
на землях дворцового ведомства;
в) частновладельческие крестьяне.
В XIX веке начинает преобла-
дать временная миграция, которой
во многом способствовало отсут-
ствие на большей части террито-
рии Русского Севера крепостного
права. О высокой мобильности
населения свидетельствует и по-
лучившее с середины XIX века
широкое распространение отход-
ничество из внутренних районов
Севера в Санкт-Петербург. Причем
доминировал не земледельческий
отход, а промышленный городской,
который подразделялся на летний
и зимний и длился, как правило,
несколько месяцев. Подавляющее
большинство отходников являлись 1
2
3
4
5
еизвестное об известном
выходцами из северных губерний:
Архангельской, Олонецкой, Новго-
родской, Вологодской, Ярославской,
Костромской - почти 2/3 пришлого
населения.
Если для Петербургской гу-
бернии характерен был отход, свя-
занный с обслуживанием столицы:
извоз, строительные работы, а также
женский отход, связанный в первую
очередь с услужением (прислуга),
садоводством, оранжерейным хо-
зяйством, табачным и текстильным
фабричным производством, то для
удаленных от столицы земель присущ
был отход плотников, каменщиков,
разносчиков, приказчиков, печников,
огородников и т. д. В некоторых север-
норусских губерниях на заработки в
Петербург уходило до 30-50% взрос-
лого мужского населения деревень.
По словам современника, в Ярослав-
ской губернии «петербургский отход
в глазах местного населения заслонил
весь остальной отход, стал его пред-
ставителем: “питеряки”, “питерцы”,
“питерщики” - нарицательное имя
вообще отхожепромышленников в
противоположность “домачам”, то
есть “оседлым”»5.
Во второй половине XIX века
в структуре населения города
резко возрастает доля недавних
переселенцев - в 1897 году более
трети населения города - вчераш-
ние крестьяне. Согласно другим
подсчетам, в конце XIX века до
69% населения Петербурга - при-
шлый элемент. Только за счет не-
прерывного и все возрастающего
наплыва переселенцев, собствен-
но, и росло население города,
так как характерной чертой его
демографической ситуации было
значительное преобладание смерт-
ности над рождаемостью. Именно
в Петербурге, как ни в каком дру-
гом городе России, столкновение
двух культур - городской и дере-
венской - приобрело столь дра-
матический характер. Многие из
переселенцев умирали, не выдержав
испытания нездоровым климатом и
нервным ритмом столичной жизни.
Зато те из них, кто отличался пред-
приимчивостью, инициативой, на-
ходчивостью, восприимчивостью,
гибкостью, не просто выживали,
но и добивались успеха и, возвра-
щаясь в родные края, становились
проводниками городской культуры
в северной деревне: идей, знаний,
товаров, моды.
Не только Русский Север тя-
нулся к Санкт-Петербургу, но и
сама столица - самые разные слои
ее населения - стала проявлять
неподдельный интерес к Северу.
Богатая природа края не могла не
заинтересовать промышленников,
которые выделяли значительные
финансы на экономическое освое-
ние. Идея национального возрож-
дения, которой была проникнута
вся вторая половина XIX века, по-
будила различных представителей
петербургской интеллигенции со-
вершать поездки на Русский Север
в поисках «потерянного рая», «Свя-
той Руси». Филологи, этнографы,
архитекторы, художники в поисках
островков сохранившейся народной
культуры, не испорченной цивили-
заций, устремились на Север.
В 1890-х годах было предпринято
несколько путешествий художников
на Белое море. Во многом благодаря
работам петербургских живопис-
цев - В. Серова, И. Билибина, А. Бенуа,
Н. Рериха, А. Борисова и многих
других, увлеченных культурой до-
петровской Руси, Север приобрел
зримые очертания, остающиеся
актуальными и по сей день.
1
Цит. по: Русский Север. Этническая история и народная культура XП-XX в. М., 2001. С. 8.
2
Максимов С. В. Год на Севере. Архангельск, 1984, С. 164.
3 Живов В. Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентич-
ности / / Новое литературное обозрение. 2008. № 91.
4 Цит. по: Кобрин К. От патерналистского проекта власти к шизофрении: «ориентализм» как российская проблема (на полях
Эдварда Саида) / / Неприкосновенный запас. 2008. № 3 (59).
5 Воробьев К. Я. Отхожие промыслы крестьянского населения Ярославской губернии. Ярославль, 1907. С. 4.
27
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 26 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст