Н
еизвестное об известном
На 11 мальчишек - одно пальто,
сшитое на большой рост, достава-
лось оно с боем только сильнейшим.
Поднимали нас в пять часов утра.
Мы готовили приказчикам чай,
чистили их обувь, одежду. К семи
часам отправлялись по магазинам и
работали до 11 часов ночи.
.. Первое
время я работал в развесочном от-
делении центрального магазина на
Невском. С утра до ночи стоя колол
машинкой сахар. До 18 пудов рас-
калывал за день. Попробуешь раз-
мяться - подзатыльник получишь.
Перевели меня в другой магазин, где
мы работали вдвоем с приказчиком.
Однажды в сильное наводнение ма-
газин затопило. Меня спасли чудом,
но, простудившись, я заболел. По-
ложили в больницу и забыли, никто
не поинтересовался, жив ли я. В те-
чение пяти лет такого “обучения”
не видел ни одного светлого дня. У
меня была только одна мечта - вы-
спаться. Дважды убегал от хозяина.
И каждый раз за шиворот, с побоями
меня водворяли на прежнее место. И
вот прошло пять лет. Кончился срок
моей кабалы. Мне дали 11 рублей,
плохонький костюмишко, тужурку.
Чтобы проехать от Петербурга до
Кондопоги, я истратил 9 рублей»17.
Многие из детей по различным
причинам уходили от хозяев, не-
редко покидали город, скитаясь
где придется. Как писал в рапорте
начальнику губернии олонецкий
уездный исправник, некоторые из
них, «подчас полунагие в зимнее
время, прибывали разными путями
на родину»18. Условия жизни, в
которых оказывались подростки,
толкали их на путь преступлений.
Треть всех правонарушений, совер-
шаемых малолетними в начале XX
века (в основном кражи, вызванные
недоеданием), приходилась на уче-
ников ремесленных мастерских. Эта
ситуация вызывала озабоченность
прогрессивной части общества, а от-
правка детей в город расценивалась
как серьезный сбой в жизненном
сценарии крестьянина. Не случайно
усыновителю ребенка-сироты за-
прещалось отдавать его «в мальчи-
ки». Тема судеб детей, вынужденных
отправляться в город, неоднократно
поднималась в конце 1890-х - нача-
ле 1900-х годов в письмах учителей
и передовых крестьян, опублико-
ванных на страницах «Олонецких
губернских ведомостей» и «Вест-
ника Олонецкого губернского зем-
ства». Крестьянин-карел В. Андреев
из с. Сямозеро писал: «Увезенные в
город и помещенные в мастерские -
они (дети. -
О.
И.), принужденные
жить в помещениях хуже собачьих
конур, питаемые отбросами и разной
бурдой, постоянно избиваемые хо-
зяевами и мастерами - большинство
хиреет, и гостьей всех этих ма-
стерских - скоротечной чахоткой
уносится в могилу. Меньшинство
же, перенесшее каким-то чудом
все эти мытарства, достигало зва-
ния мастера, но, живя в пьяной и
развратной компании несколько
лет, само заражалось этими поро-
ками и преждевременно сходило в
могилу или пополняло ряды пре-
ступников. Дельных и работящих
мастеров считалось и считается
весьма мало»19. Ему вторил П. Ко-
ренной: «.
..выходят в люди десятки,
сотни гибнут. Их душит городская
жизнь, отравляет организм, портит
нравственно, возвращая деревне
людей болезненных, с испорченной
нравственностью»20. Решение про-
блемы авторы публикаций видели
поначалу в развитии благотвори-
тельности, в проявлении милости к
нуждающимся. Позже - в публика-
циях начала XX века все настойчи-
вее звучит мысль о том, что выход из
ситуации следует искать в развитии
школьной работы, в расширении
сети учреждений профессиональ-
ного обучения в губернии, а также
в законодательной охране детей
«от преждевременного обращения
в рабочую силу».
Власти Олонецкой губернии
периодически получали сигналы о
торговле детьми, но выявить участ-
ников этой незаконной сделки было
сложно, так как и родители, и возчик
стремились сохранять ее в тайне.
Явление попадает под определен-
ный контроль властей по мере
расширения сети школ в губернии.
Если семьей отправка детей в город
рассматривалась как разновидность
обучения, то школе она составляла
определенную конкуренцию. Учите-
ля писали о ежегодных «эпидемиче-
ских выходах» учеников из школы в
дни Великого поста как о серьезной
проблеме народного образования.
Например, в конце первого деся-
тилетия XX века до 700 учащихся
начальных школ Петрозаводского
уезда ежегодно оставляли учебу,
отправляясь в Петербург21.
Вопрос, требовавший нетриви-
ального подхода, был специально
изучен Петрозаводской уездной
земской управой в 1908-1909 годах
Земское собрание, состоявшееся
12 октября 1909 года, выслушав ар-
гументы управы, пришло к выводу,
что только закон об обязательном
обучении позволит исправить си-
туацию, «и только им одним могут
быть спасены для деревни те сотни,
тысячи детей, которые ныне выбра-
сываются из деревни для отправки
их в Петербург»22.
Материалы статей и заметок
на данную тему, помещенные в
олонецкой прессе, дают представ-
ление о результатах социализации
31
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 30 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст