я
.
етербуржцы и петербурженки
убеждения. «Рухлов принадлежал
к тем немногим людям в чиновном
мире, которых прежде всего интере-
совала судьба страны, а не собствен-
ная карьера», - пишет автор очерка
о С. В. Рухлове7.
В 1892 году Сергея Васильевича
назначили помощником статс-
секретаря, а затем в 1895 году -
статс-секретарем Государственного
Совета (обычно эту должность
занимали выпускники Алексан-
дровского лицея). Великий князь
Александр Михайлович обратил
внимание на инициативного и тру-
долюбивого Рухлова и пригласил
его в Главное управление морепла-
вания и торговых портов на долж-
ность своего помощника (товарища
Главноуправляющего). Во вре-
мя командировок великого князя
С. В. Рухлов выполнял обязанности
руководителя этого ведомства.
В 1905 году учреждение вли-
лось в состав вновь образованного
Министерства торговли и промыш-
ленности, а С. В. Рухлов был введен
в состав Государственного Совета.
В 1906 году Николай II предлагал
С. Ю. Витте кандидатуру Рухлова
на освободившийся пост министра
торговли и промышленности. На-
значение не состоялось, хотя Витте и
считал Рухлова «умным и дельным»
работником. Настороженность
многих сановников (и прежде все-
го Витте) вызывали политические
взгляды Сергея Васильевича.
Рухлов был активным сторонни-
ком расширения государственного
сектора и усиления государствен-
ного влияния в экономике России,
рачительно берег государственные
средства, боролся против моно-
полий, считая многих видных про-
мышленников «людьми вредными с
точки зрения общегосударственных
интересов страны». В 1908 году
С. В. Рухлов стал одним из организа-
торов и первым председателем Все-
российского национального союза.
В январе 1909 года С. В. Рухлов
был назначен на пост министра пу-
тей сообщения, который он занимал
до выхода в отставку в 1915 году.
Членом Государственного Совета
он оставался до 1917 года.
На посту министра путей со-
общения С. В. Рухлов в полной
мере проявил себя сторонником
расширения государственного влия-
ния на развитие экономики страны.
Министр считал, что Россия должна
развиваться, опираясь на внутрен-
ние силы, и боролся за сокращение
проникновения иностранного ка-
питала в промышленность и строи-
тельство железных дорог.
Железнодорожный транспорт
потребовал наибольших личных
усилий министра. В связи с острей-
шей дефицитностью железнодо-
рожного хозяйства в общественном
мнении утвердилось представление
о неэффективности казенных до-
рог (70% всех железнодорожных
линий). Как и в наши дни, выдви-
гались идеи приватизации желез-
ных дорог. С. В. Рухлову на посту
министра путей сообщения удалось
на практике добиться воплощения
своих идей. Он навел порядок в
железнодорожном хозяйстве и до-
бился бездефицитности железно-
дорожного транспорта. Благодаря
усилиям министра чистая прибыль
железных дорог с 1908 по 1913 год
возросла со 161 млн рублей до 473
млн рублей, почти в три раза. При-
быль государственных дорог вырос-
ла в 3,4 раза8. Был продолжен выкуп
в казну частных железных дорог.
Предложения С. В. Рухлова о
новом железнодорожном строитель-
стве, техническом совершенствова-
нии железнодорожного хозяйства
часто не претворялись в жизнь в
связи с отказами Министерства фи-
нансов выделять необходимые сред-
ства. Тем не менее с 1908 по 1913 год
ежегодно строилось по 800 верст
новых путей, была введена в строй
стратегическая Амурская железная
дорога (железнодорожная стан-
ция Невер-1 на этой дороге была
переименована в станцию Рухлово),
шла подготовка к строительству
Мурманской железной дороги. На
Сормовском заводе был построен
паровоз, развивавший скорость
100 км в час. Началась электри-
фикация железнодорожной линии
Петербург - Ораниенбаум.
Значительное внимание уде-
лялось С. В. Рухловым решению
кадровой проблемы на транспорте.
Учитывая стратегическое значение
железных дорог, Рухлов считал не-
обходимым назначать на руководя-
щие посты в сфере транспорта толь-
ко российских подданных - русско-
го происхождения, православных.
Он способствовал на всех уровнях
скорейшему преобразованию Мо-
сковского инженерного училища в
Московский институт инженеров
путей сообщения (открыт в феврале
1914 года). На значимые должности
назначались наиболее компетент-
ные специалисты - выпускники
давно работавшего Петербургского
института инженеров путей со-
общения.
В 1913 году свой план раз-
вития и совершенствования же-
лезных дорог разработало военное
министерство. Времени для его
осуществления уже не было, но же-
лезнодорожное ведомство в первые
месяцы Первой мировой войны
выдержало испытания военного
времени, железнодорожники рабо-
тали четко, войска и военные грузы
перевозились по графику.
Уволенный в 1915 году в от-
ставку С. В. Рухлов за свою службу в
ведомстве путей сообщения был на-
гражден орденом Александра Нев-
ского с алмазами. Это был девятый
орден (не считая других наград -
знаков и медалей) С. В. Рухлова.
После Февральской революции
С. В. Рухлов к ответственности не
привлекался. Он продолжал жить
в Петербурге, на лето уезжая на
свою дачу в Ессентуки. Осенью 1918
году Рухлов был арестован больше-
виками и в числе ста заложников
расстрелян в Пятигорске на 67
году жизни. Трагичной была также
судьба семьи Рухлова. Жена умерла
в 1919 году. Три сына погибли один
за другим: Олег, учившийся в Паже-
ском корпусе, был убит после Фев-
ральской революции; Юрий, пол-
ковник русской армии, умер от ран,
полученных в годы войны; Игорь,
банковский служащий, умер в 1921
году. Дочь Ольга умерла в 1912 году,
Людмила и Вера - в 1919 году. Дочь
Сергея Васильевича Лидия дожила
до 1957 года. Ее муж, П. Е. Соловьев,
инженер путей сообщения, руко-
водитель строительства железной
дороги «Петербург-Мурманск»,
заслуженный деятель науки Гру-
зинской ССР, умер в 1967 году и
похоронен в Ленинграде.
Внучки С. В. Рухлова Татьяна
и Екатерина жили в Тбилиси. Сего-
дня жива дочь Татьяны, тоже Татья-
на, правнучка С. В. Рухлова, ее дети
и внуки, которые в постсоветский
период были вынуждены покинуть
Грузию и переехать в Сергиев По-
сад. Татьяна Константиновна Голу-
бева является летописцем истории
семьи, хранителем памяти о своем
знаменитом прадеде9.
35
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 34 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст