п
.
етербуржцы и петербурженки
ий
М
. В . Ш
к а р о в с к и й
Митрополит Ленинградски
Иосиф
(Петровых)
Митрополит Иосиф (Иван Се-
менович Петровых) принадлежит к
тем ключевым фигурам в истории
Русской православной церкви ХХ
века, которые вызывали и вызывают
немало споров. С его именем связа-
но возникновение самого сильного
церковного движения сопротив-
ления богоборческой политике со-
ветских властей и компромиссному
курсу соглашений части церковного
руководства с правительством. В то
же время не вызывает сомнений, что
владыка Иосиф был одним из самых
выдающихся архиереев 1920-1930-х
годов, горячим молитвенником,
опытным иноком, аскетом, крупным
богословом. В 1981 г. Архиерейский
собор Русской православной церкви
за границей причислил митрополи-
та к лику святых среди новомуче-
ников и исповедников российских.
Уже несколько лет обсуждается и
вопрос его возможной канонизации
и Московской патриархией.
Будущий митрополит родился
15 декабря 1872 года в г. Устюжна
(ныне Вологодская область) в
многодетной мещанской семье.
Его отец, Семен Кириллович, был
булочником, а мать, Евдокия Ива-
новна (урожденная Ганьковская),
занималась домашними делами.
В семье Петровых было девять де-
тей. Крещен младенец Иван был, как
и все его братья и сестры, в приход-
ской церкви Вознесения Господня
на Всполье. Несмотря на природные
дарования и огромные способности
мальчика, надежды на учение почти
не было, но Ваня Петровых все-таки
получил прекрасное духовное об-
разование1.
В 1880 году по рекомендации
священника Вознесенской церкви
мальчик был принят в Устюженское
духовное училище и успешно окон-
чил его в 1889 году. Затем Иван по-
ступил в Новгородскую духовную
семинарию. После ее окончания в
1895 году в числе лучших ее вос-
питанников Иван был принят на
казенный счет в Московскую ду-
ховную академию. Закончив учебу
Митрополит Ленинградский Иосиф
(Петровых) (1872-1937)
первым магистрантом 11 июля 1899
года, И. Петровых был 16 августа
оставлен профессорским стипенди-
атом при академии. Будучи в стенах
Троице-Сергиевой лавры, Иван Се-
менович проявил себя усидчивым,
способным к науке. По заданию
Академии наук он по специальной
программе записал народный го-
вор в северных русских губерниях,
получив за успешно выполненную
работу одобрение.
9
сентября 1900 года И. С. Пе-
тровых был утвержден исполняю-
щим должность доцента академии
по кафедре библейской истории.
Но карьера ученого не привлекала
его, стремившегося к своей давней
мечте - иночеству. Пострижение
в монашество было совершено
26 августа 1901 года в Гефсиман-
ском скиту при Троице-Сергиевой
лавре, с наречением именем Иосиф.
30 сентября 1901 года монах Иосиф
был рукоположен во иеродиакона, а
14 октября - во иеромонаха2.
6 июня 1903 года его удостоили
степени магистра богословия за
диссертацию «История иудейского
народа по археологии Иосифа Фла-
вия (Опыт критического разбора и
обработки)» и 19 июля утвердили
в звании доцента, а через некоторое
время, 9 декабря 1903 года, назначи-
ли экстраординарным профессором
и инспектором Московской духов-
ной академии. За церковные заслуги
18 января 1904 года отца Иосифа
возвели в сан архимандрита, более
двух лет он исполнял обязанности
профессора библейской истории.
В конце революционного 1905 года
архимандрит занял резко отри-
цательную позицию в отношении
демократизации устава Духовной
академии и 10 января 1906 года
взял месячный отпуск вследствие
«переутомления»3.
Из-за конфликта со студентами
по прошению о. Иосиф был уволен
из академии и указом Святейшего
Синода от 30 июня 1906 года пере-
мещен на должность настоятеля
первоклассного Яблочинского
Свято-Онуфриевского монастыря
в Холмской епархии (Седлецкой
губернии)4. В ноябре 1907 года
согласно определению Синода
архимандрит Иосиф был переме-
щен настоятелем первоклассного
Юрьева монастыря в Новгороде.
Новое постановление Синода от
27 февраля 1909 года вознесло его
на высокую ступень епископского
служения.
15
марта 1909 года состоялась
его хиротония во епископа Углич-
ского, второго викария Ярослав-
ской епархии в Свято-Троицком
соборе Александро-Невской лавры.
В 1905-1914 годах под инициалами
А. I. была издана книга духовных
размышлений преосвященного Ио-
сифа «В объятиях Отчих. Дневник
инока»5.
Сразу после выхода первых кни-
жек дневника они вызвали горячий
отклик. Появляющиеся в различных
православных дореволюционных
российских журналах отрывочные
публикации уже известного публике
произведения способствовали под-
37
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 36 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст