П
.
етербуржцы и петербурженки
38
держанию интереса к нему вплоть
до 1917 года. Сильное впечатление
производит запись в дневнике от 6
августа 1909 года: «Господи! Душа
моя жаждет подвига. Укажи мне
его, натолкни на него, укрепи в нем,
вразуми, помоги. О, как хотел бы я
участи избранных Твоих, не пожа-
левших для Тебя ничего, вплоть до
души и жизни своей»6.
Начало службы владыки в Ро-
стове совпало в октябре 1909 года с
200-летием кончины святителя Ди-
митрия Ростовского, которое стало
всероссийским событием. Епископ
приложил много усилий по устрой-
ству и проведению торжеств. С 18
марта 1910 года он был уже первым
викарием Ярославской епархии,
которую с 1907 по декабрь 1913 года
возглавлял в сане архиепископа
будущий св. патриарх Московский
и всея России Тихон (Беллавин). 14
сентября 1913 года преосвященный
Иосиф передал из Ростова в свой
родной край - храм с. Модено Устю-
женского уезда, имевший придел
святителя Димитрия Ростовского,
часть мощей, гроба и одежды этого
святого. Еще в 1909 году он впервые
посетил старинный, основанный в
1564 году близ Устюжны при впаде-
нии речки Моденки в реку Мологу
Николо-Моденский монастырь -
место своей будущей многолетней
ссылки. В августе 1914 г. произошло
почти одновременное отбытие из
Костромы правящего архиерея и ви-
кария, и епископ Иосиф с 25 августа
по 16 сентября 1914 года исполнял
обязанности временно управляюще-
го Костромской епархией7.
До революционных потрясений
1917 года владыка успел написать и
большей частью опубликовать около
80 трудов, в том числе 11 томов свое-
го дневника, 10 статей в Православ-
ной Богословской энциклопедии,
исторические описания нескольких
обителей, многочисленные статьи
на нравственно-воспитательные
темы в журнале «Божья Нива», ра-
боты «Матерь Божия - Благодатная
Матерь народа русского» (Сергиев
Посад, 1902), «История иудейского
народа по археологии Иосифа Фла-
вия (Опыт критического разбора и
обработка)» (Сергиев Посад, 1903),
«От крупиц Евангельских. Беседы
инока. Сборник проповедей» (Сер-
гиев Посад, 1904), «Учение Лейб-
ница о происхождении и сущности
зла» (Харьков, 1905) и другие.
Собор Рождества
Пресвятой Богородицы
в г Устюжна.
XVII в.
Согласно некоторым свидетель-
ствам, владыка Иосиф был назван
патриархом Тихоном в числе трех
тайных чрезвычайных местоблю-
стителей Патриаршего престола,
назначенных в соответствии с по-
становлением Поместного собора
от 25 января 1918 года. Кроме того,
возможно, существовал секретный
протокол Поместного собора от
28 января 1918 года с указанием
имен чрезвычайных местоблю-
стителей: митрополит Антоний
(Храповицкий), архиепископ Ки-
рилл (Смирнов) и епископ Иосиф
(Петровых)8.
В декабре 1917 - январе 1918
года епископ Иосиф временно
управлял Рижской епархией. А уже
вскоре последовал его первый арест
в Ростове в монастыре 7 июля 1919
года ярославской губернской ЧК
«за попытку срыва вскрытия мощей
в Ростовском уезде путем созыва
верующих колокольным звоном».
18 июля владыка был перевезен
в Москву во внутреннюю тюрьму
ВЧК на Лубянке, где содержался
около месяца. В августе 1919 года
он был освобожден за недостаточ-
ностью улик без вынесения при-
говора9. Мужественное поведение
преосвященного не прошло мимо
внимания церковного руководства,
и 22 января 1920 года он был возве-
ден в сан архиепископа и назначен
святейшим патриархом Тихоном
архиепископом Ростовским, вика-
рием Ярославской епархии.
За организацию крестного хода
с выражением протеста против
вскрытия мощей ростовских чудот-
ворцев 8 июля 1920 года владыка
был арестован по обвинению в
антисоветской агитации. Три не-
дели он находился в заключении в
Ярославской тюрьме, а в это время в
Ростове собирались тысячи подпи-
сей верующих за его освобождение.
В итоге архиепископ Иосиф был
освобожден, но постановлением
Президиума ВЧК от 26 июля 1920
года приговорен к одному году за-
ключения условно с предупрежде-
нием о неведении агитации.
Весной 1922 года на Русскую
православную церковь обрушились
новые тяжелые испытания - раз-
вернутая по указанию Политбюро
ЦК РКП(б) кампания по изъятию
церковных ценностей и обновленче-
ский раскол, также непосредственно
организованный органами государ-
ственной власти, в частности ГПУ.
После ареста патриарха Тихона в
мае 1922 года власть в Церкви на год
захватили просоветски настроенные
обновленцы, сформировавшие свое
Высшее церковное управление.
Архиепископ Иосиф также
был арестован в мае 1922 года по
делу «о противодействии изъятию
церковных ценностей» и 19 июля
приговорен в г. Ростове Ярослав-
ским губернским революционным
трибуналом к четырем годам лише-
ния свободы. После этого, третьего
за последние три года ареста влады-
ка был вынужден дать подписку «не
управлять епархиею и не принимать
никакого участия в церковных делах
и даже не служить открыто»10. По
предписанию председателя ВЦИК
М. И. Калинина от 5 января 1923
года он в этом же месяце был осво-
божден досрочно. После освобож-
дения владыка затворился в Углич-
ском Алексеевском монастыре и
оттуда все же негласно управлял
епархией, отвергая всякий диалог
с обновленцами. После освобож-
дения в июне 1923 года патриарха
Тихона начался катастрофический
спад влияния обновленчества, и
борьбу с ним в Ярославской гу-
бернии возглавлял архиепископ
Ростовский11.
21
мая 1924 года архиепископ
Иосиф был назначен членом Свя-
щенного Синода при патриархе.
Правда, будучи переведен в марте
1924 года на одесскую кафедру,
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 37 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст