Н
еизвестное об известном
4
земский площадной или церковный
дьячок-грамотей, который стал
бы писать не научные трактаты на
латинском языке, а разные купчие,
дарственные, рядные и челобитные,
справедливые и кляузные. В этом
смысле справедливо, что Ломоносо-
ва создало время, когда он жил, что
он есть плод своего века»1.
Петр Великий всей своей дея-
тельностью утверждал в России
принципы, свойственные Новому
времени, - творческая деятельность
и новые знания, общественное бла-
го, право на свободу исповеданий,
служба государству, просвещение,
созидательное «бытие» вместо тра-
диционного «неплодия». Петр учи-
тывал особенности отечественной
жизни и культуры. Но он активно и
творчески усваивал опыт европей-
ских держав, постоянно убеждал
своих подданных в том, что победы,
достижения, как он писал, «прогрес-
сы» - следствия преобразований,
тогда как поражения - результат
«варварства»2. В результате петров-
ских преобразований Московское
царство стало Российской импе-
рией, а ее подданные стали рос-
сиянами, в равной мере обязанными
служить России и ее государю.
На Русском Севере не было
крепостного права, поэтому в опре-
деленной мере закономерно, что
Ломоносов происходил из среды
северных крестьян и промысло-
виков. Они были инициативны и
грамотны. Они были постоянно
включены в систему российской
государственности, от уплаты по-
датей до празднований церковных
и светских.
Петровские преобразования в
равной мере распространялись и
на Русский Север, так что Василий
Дорофеевич Ломоносов и его сын
Михаил ходили в море не на архаич-
ных кочах, а на современном гукоре.
С детства Михаила сопровожда-
ли не только традиции, но также,
прежде всего в Холмогорах и
Архангельске, ежедневная жизнь
Нового времени - бритые, одетые в
современную униформу и граждан-
скую одежду российские военные и
чиновники, иноземные купцы и лю-
теранские пасторы. Учебник Леон-
тия Магницкого (1703 год) сообщал
начальные сведения о математике,
учебник Мелетия Смотрицкого
(вероятно, переиздание 1721 года) -
о родном языке, риторике и пиитике,
План холмогорских окрестностей,
составленный рукой
М. В. Ломоносова в 1764 г
пробуждая интерес к современным
научным знаниям. Так что в отличие
от многих дворянских недорослей,
которым Петр Великий запрещал
жениться, пока они не овладеют
начальной грамотностью, девят-
надцатилетний Михаил Ломоносов
отказался жениться и в декабре
1730 года отправился в Москву за
новыми знаниями. Поэтому можно
считать, что уже в отрочестве и юно-
сти он формировался как человек
Петровской эпохи, времени преоб-
разований, утверждения знаний и
образа жизни Нового времени.
При таком отношении к новой
действительности не удивитель-
но, что Ломоносов стал одним из
лучших учеников Славяно-греко-
латинской академии, в декабре
1735 года вместе с одиннадцатью
Юный Ломоносов на пути в Москву.
Художник Н. Н. Кисляков. 1948 г.
Поморское судно - гукор.
Модель
однокашниками отправлен в Петер-
бургскую академию наук, зачислен
там студентом, а уже в марте 1736
года было принято решение о по-
сылке его и еще двух студентов,
Д. И. Виноградова и Г. У. Райзера,
для обучения в Германию. На этом
этапе жизненного пути Ломоносо-
вым стала руководить петровская
программа ускоренной подготовки
российских специалистов в лучших
западноевропейских профессио-
нальных центрах.
В Германии Ломоносов нахо-
дился с октября 1736-го до мая 1741
года. Там он учился в Марбургском
университете под руководством
выдающегося математика, физика
и философа Христиана Вольфа, а
также прослушал многочисленные
лекционные курсы. В июле 1739
года Ломоносов с товарищами
был направлен в саксонский город
Фрайберг для обучения у извест-
ного химика и металлурга Иоганна
Фридриха Генкеля.
В Германии Ломоносов осваи-
вал новейшие научные знания. Они
воспитывали самостоятельность
мышления. Поэтому он писал уже в
России в 1745 году о французском
ученом и философе Декарте: «Мы,
кроме других его заслуг, особливо
за то благодарны, что тем ученых
людей ободрил против Аристотеля,
против себя самого и против прочих
философов в правде спорить, и тем
самым открыл дорогу к вольному
философствованию и к вящему наук
приращению»3.
Там же, в Марбурге, Ломоносов
усвоил материалистическую идею
Х. Вольфа, в соответствии с кото-
рой «ничто не может совершаться
без достаточного основания». Эта
мысль становилась конструктив-
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 3 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст