П
.
етербуржцы и петербурженки
пользы церковной», решено было
перевести Владыку Иосифа на одес-
скую кафедру.
Этот указ вызвал среди верую-
щих Ленинграда бурю возмущения17.
В своем письме от 28 сентября митро-
политу Сергию владыка Иосиф со-
общил об отказе подчиниться указу,
как неканоничному, принятому под
влиянием посторонних факторов и
поэтому пагубно сказывающемуся на
церковной организации. 30 октября
митрополит Иосиф из Ростова (куда
он вернулся из ссылки в сентябре
1927 года) отправил новое послание
с отказом оставить ленинградскую
кафедру18.
12
декабря 1927 года митропо-
лит Сергий принял в Москве делега-
цию представителей ленинградского
духовенства и мирян. Они передали
заместителю местоблюстителя три
протестных послания. Беседа, одна-
ко, не дала результата - митрополит
Сергий остался непреклонен, из-
менить политику и вернуть митро-
полита Иосифа отказался. Горечь
ленинградцев была велика, и через
несколько дней родилось так назы-
ваемое движение иосифлян. После
возвращения делегации в Ленин-
град епископ Гдовский Димитрий и
епископ Нарвский Сергий, взяв на
себя инициативу, подписали акт от-
хода от митрополита Сергия (13/26
декабря). Уже в январе 1928 года
епископ Димитрий объявил ми-
трополита Сергия безблагодатным
и потребовал немедленного раз-
рыва молитвенного общения с ним.
В ответ заместитель патриаршего
местоблюстителя и Синод 30 де-
кабря приняли постановление о
запрещении в священнослужении
отошедших ленинградских епи-
скопов Димитрия (Любимова) и
Сергия (Дружинина)19.
Решение ленинградских вика-
риев отойти от митрополита Сергия
было принято самостоятельно, тем
не менее до его официального про-
возглашения митрополит Иосиф
благословил готовившийся отход20.
24 января/6 февраля официально
подписал акт отхода от митрополита
Сергия в составе группы архиереев
Ярославской епархии. В этот же день
появилась его резолюция о согласии
возглавить отделившихся от ми-
трополита Сергия в Ленинградской
епархии21.
Митрополит Иосиф, взяв на
себя руководство отделившимися
от митрополита Сергия, пытался
объединить ярославскую группу с
ленинградскими иосифлянами, но
этого не получилось. Пик влияния
иосифлян пришелся на первую по-
ловину 1928 года22.
За акт официального отделения
от митрополита Сергия власти из Ро-
стова, где владыка Иосиф проживал с
сентября предыдущего года, заменяя
поначалу отсутствующего архи-
ерея, 29 февраля 1928 года выслали
его обратно в Николо-Моденский
монастырь. Это существенно ослож-
нило руководство набиравшим силу
иосифлянским движением или,
как его позднее стали называть, -
Истинно-Православной Церковью.
Данный термин ввел сам митропо-
лит Ленинградский, употребив его
в 1928 году в одном из своих писем.
По пути в Николо-Моденский мо-
настырь владыка Иосиф «по делу
ликвидации личного имущества»
заезжал в Ленинград, где, согласно
сообщению местного Полномочного
Представительства ОГПУ, «убеждал
всех крепко стоять за него, ни в каком
случае не каяться перед митропо-
литом Сергием (наоборот, говорил
Иосиф, митрополит Сергий должен
перед нами каяться). “Пусть я буду
сослан, казнен, - говорил Иосиф, -
но не покину тех, кто идет за мной”»23.
В середине апреля митрополит
Иосиф письмом просил Е. Тучкова
снять с него обвинения и допустить
в Ленинград. Это была его последняя
попытка апелляции к властям24.
Епископ Димитрий (Люби-
мов), ставший после ссылки ми-
трополита Иосифа в феврале 1928
года практическим руководителем
движения, был признан в этом ка-
честве многими противниками ми-
трополита Сергия. А в январе 1929
года владыка Иосиф возвел своего
викария в сан архиепископа. Вскоре
митрополиту стало ясно, что для
завоевания высшей церковной вла-
сти в существующей Патриаршей
Церкви нужна сплоченная, хорошо
организованная сила. Он даже хотел
провозгласить себя заместителем
патриаршего местоблюстителя, но
епископ Димитрий отговорил вла-
дыку от подобного шага25.
До тех пор, пока митрополит
Иосиф жил в Николо-Моденском
монастыре, с ним можно было под-
держивать регулярные и обширные
контакты. К владыке постоянно
ездили курьеры, привозившие ему
История Петербурга. № 5 (63)/2011
известия о событиях, указы на
подпись, материальную помощь и
увозившие с собой практические
указания, письма, разъяснения и
архипастырские советы26.
Первые два года ссылки надзор
не был очень строгим и не сильно
ограничивал жизнь митрополита
Иосифа в обители. Он жил в келии со
спаленкой, окна которой выходили во
двор на храм, принимал приезжавших
и паломников, духовных детей, род-
ственников, многочисленных посети-
телей. Добраться до монастыря летом
можно было лишь пароходами «Гар-
шин» и «Златовратский». В ссылке
владыка развел сад и выращивал даже
розы. Служить в трех храмах обители
митрополиту Иосифу позволяли по
великим праздникам. Но в сентябре
1929 года две церкви, находившиеся
в ограде монастыря, были закрыты, а
часть насельников привлекли к суду.
В декабре 1929 года после обыска и
допроса в монастыре агентами ОГПУ,
вызванного отлучкой владыки в
Ростов, митрополит составил руко-
пись, в которой бесстрашно обличал
богоборцев27.
Владыка Иосиф был арестован
агентами Череповецкого ГПУ в
своей келии в Николо-Моденском
монастыре 9 сентября 1930 года,
перевезен сначала в ленинградский
Дом предварительного заключе-
ния на Шпалерной ул. (ДПЗ), где
больше трех месяцев подвергался
усиленным допросам следователем
Макаровым, а затем в конце декабря
1930 года - в Москву во внутрен-
нюю тюрьму ОГПУ. На допросах
архипастырь смело говорил о своих
убеждениях и резко критиковал по-
литику митрополита Сергия и его
сторонников. Митрополиту были
предъявлены два основные обвине-
ния - в руководстве контрреволю-
ционной организацией и создании
монархическо-церковной группы.
Оба они были владыкой отвергнуты
в заявлении на имя ленинградского
областного прокурора, поданном 15
ноября 1930 года через начальника
Ленинградского ДПЗ. 3 сентября
1931 года митрополит Иосиф по
делу «Всесоюзного центра Истин-
ное Православие» был приговорен
Коллегией ОГПУ к пяти годам
концлагеря с заменой высылкой в
Казахстан на тот же срок28.
С 12 сентября 1931 г. митро-
полит жил в ссылке в г. Чимкенте
Казахской ССР (некоторое время
предыдущая страница 39 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 41 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст