М
узеи Петербурга
48
1940 года активно разрабатывался
порядок выполнения подготови-
тельных работ по реставрации Кун-
сткамеры, приуроченной вначале к
200-летию Академии наук (1925),
а затем - к 220-летнему юбилею
Академии наук в 1945 году7.
Проект реставрации и ре-
конструкции здания выполнил
архитектор и впоследствии ди-
ректор музея М. В. Ломоносова
Р. И. Каплан-Ингель. В процессе
реставрации планировалось выпол-
нить следующие цели:
«1) подчеркнуть значимость
этого здания, являющегося колы-
белью русской науки;
2) восстановить помещения,
которые связаны с работой Ломо-
носова в здании Кунсткамеры, в
частности Обсерватории, и были
расположены в павильонах башни;
3) восстановить архитектурный
памятник первой половины XVIII
века»8.
11
января 1946 года Научно-
экспертный совет Государственной
инспекции по охране памятников
г. Ленинграда вынес решение по
проекту реставрации и реконструк-
ции здания Кунсткамеры, разра-
ботанному, как указывалось выше,
Р. И. Каплан-Ингелем: «НЭС счита-
ет, что полная реставрация здания
в первоначальном виде затрудни-
тельна ввиду того, что наличие в
небольшом количестве чертежей,
приписываемых Маттарнови, и
гравировального проекта Киавери
недостаточно, чтобы это можно
было считать документальными
данными для полной реставрации.
Чевакинский внес существенные
изменения в здание, дошедшее в
натуре до наших дней. Имя его
настолько авторитетно в истории
русской архитектуры, что при недо-
статочной документации не может
быть допущена реставрация, зна-
чительно меняющая существующий
вид здания. Учитывая, что можно
считать доказанным определенное
намерение Чевакинского завершить
башню павильонами и куполом,
разрешить продолжить работу по
проектированию завершения башни
под руководством Реставрацион-
ного совета. Автору и Реставраци-
онному совету руководствоваться
изложенными выше положениями
и допустить на строго документиро-
ванной основе реставрацию фасада
с очищением наслоений, возникших
после работ Чевакинского. Опти-
мальной исторической датой, до-
пустимой для реставрации, считать
работы Чевакинского.
..»9 18 января
1946 года Комиссия президиума
Академии наук СССР постановила
взять за основу проектных работ
проект С.И. Чевакинского, а за-
вершение башни реконструировать
по гравюрам 1741 года - «Палаты
Санктпетербургской Император-
ской Академии Наук, Библиотеки
и Кунсткамеры, которых представ-
лены планы, фасады и профили.
Печатано при Имп. Ак. Наук в
Санктпетербурге 1741 года»10.
9
декабря 1946 г. был издан
приказ о том, что по указанию
президента Академии наук СССР
С. И. Вавилова организуется Музей
М. В. Ломоносова как отдел при
Музее антропологии и этнографии
им. Петра Великого. Заведующим
и хранителем музея был назначен
архитектор Р. И. Каплан-Ингель11.
Здесь же считаем необходимым
привести биографическую справку
о первом директоре Ломоносовско-
го музея Р. И. Каплан-Ингеле.
Роберт (Рувим) Исаакович
Каплан-Ингель [15.12. 1884 г. гор.
Кобрин Гродненской губ. (ныне
Брестской обл). - 20.03.1951.
г. Ленинград] в 1903 году окончил
восьмиклассную классическую гим-
назию с золотой медалью. С 1903 по
1906 год - студент математического
отделения физико-математического
факультета Варшавского универси-
тета. За хранение, чтение и распро-
странение нелегальной литературы,
изучение марксизма и участие в
студенческом движении был под
надзором полиции с 1900 года до
Февральской революции. В 1917
году подвергался административ-
ным взысканиям по постановлению
Университетского дисциплинарно-
го суда за участие в демонстрациях
и забастовках. С 1906 по 1914 год
обучался в петербургском Институ-
те гражданских инженеров, окончил
архитектурное отделение. Занимал-
ся в художественных кружках под
руководством профессоров Акаде-
мии художеств С. М. Зайденберга,
В. И. Навозова и пр., был воль-
нослушателем в Археологическом
институте с 1911 по 1913 год.
По окончании института спро-
ектировал, построил по своим
проектам, оборудовал и запустил
первый в СССР йодный завод в Ар-
хангельске (ныне - Архангельский
опытный водорослевый комбинат).
С 1921 года работал архитектором,
главным инженером и начальником
капитального строительства в раз-
личных учреждениях Ленинграда.
Также состоял инструктором по по-
становке памятников, работал в об-
ласти малых архитектурных форм,
по внутренней отделке магазинов
Ленкондитерсбыта, Союзмасло-
сбыта и пр. Проектировал художе-
ственное оформление библиотеки
им. Белинского и библиотеки Куй-
бышевского района.
С 1940 года работал в Институте
этнографии Академии наук СССР,
занимался темой «Оборудование и
научно-художественное оформле-
ние экспозиции в советских этно-
графических музеях».
30 июня 1941 года Каплан-
Ингель назначен заведующим Спе-
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 47 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст