Н
еизвестное об известном
ным началом всех исследователь-
ских направлений в XVIII веке при
изучении природы и общества, в
социальной среде, еще насыщенной
средневековыми представлениями
о происхождении всего сущего.
Естественнонаучные дисциплины
воспитали в молодом Ломоносове
свойство мыслить фактами, а не ру-
ководствоваться эмоциями. К тому
же в этих дисциплинах был возмо-
жен эксперимент как материальное
средство проверки теоретического
анализа.
Обучение в Марбургском уни-
верситете профессионально под-
готовило Ломоносова не только по
естественнонаучным дисциплинам,
но также способствовало его по-
знаниям в гуманитарных отраслях
знаний и в поэзии.
Один из профессоров Мар-
бургского университета - Шредер
некоторое время жил в России в
правление Петра Великого и стал
сторонником его реформ. Он восхи-
щался деятельностью российского
императора. Ему было свойственно
понимание событий в царствование
Петра как «великого переворота,
орошенного кровью, но спаси-
тельного, происходившего по воле
человека, одаренного творческой
силой духа, поистине сверхъесте-
ственною». Этот взгляд «с Запада»
на деятельность Петра, вероятно,
также формировал самостоятельное
мнение Ломоносова о петровских
преобразованиях и о личности
первого российского императора4.
Если на родине, в Нижнем
Подвинье, в Москве и особенно в
Петербурге Ломоносов видел след-
ствия петровских преобразований,
а его судьба стала их закономерным
следствием, то, видимо, в Марбурге
он понял их идейные основания.
Люди просвещенные, аналитики
происходивших событий, Вольф
и Шредер, помогли Ломоносову
осознать необходимость для Рос-
сии петровских преобразований и
их прогрессивное содержание. Так
что, вероятно, в Марбурге Ломо-
носов стал не только убежденным
сторонником деятельности Петра
Великого, но, как человек сильный,
творческий и активный, который не
боится вызовов современной жиз-
ни, - восторженным поклонником
личности Петра, столь близкой его
собственной.
В личной жизни Ломоносов
также последовал петровскому
принципу - жениться по любви.
В Марбурге он полюбил дочь своей
квартирной хозяйки Елизавету
Христину Цильх, на которой женил-
ся. В 1739 году у них родилась дочь,
которую при крещении назвали
Христина Елизавета (св. Елизавету
считали небесной покровительни-
цей Марбурга). В мае следующего
года Ломоносов и Елизавета Хри-
стина обвенчались в реформатской
церкви Марбурга5. В этом Ломоно-
сов следовал петровскому принципу
свободы вероисповеданий. Главное
для него - наука, она являлась
высшим интеллектуальным дости-
жением всех народов, их общим до-
стоянием. Так что для Ломоносова,
как и для Петра, не существовало
проблемы национальных и рели-
гиозных различий. Он, как и Петр,
оставался православным человеком,
и главным для него являлось служе-
ние России.
Летом 1741 года стало очевидно,
что Ломоносов был готов применить
свои познания в России. Понятно
его стремление скорее вернуться на
родину, чтобы заняться творческим
трудом, приносить ей пользу, воз-
вращая тем самым значительные
государственные расходы, затра-
ченные на его обучение. Об этом
Ломоносов писал в мае 1743 года,
уже в Петербурге: «И понеже я,
нижайший, в состоянии нахожусь
не токмо химические эксперименты
для приращения натуральной науки
в Российской империи в действо
производить и о том журналы и
рассуждения на российском и ла-
тинском языке сочинять, но при том
еще могу других обучать физике,
химии и натуральной минераль-
ной гистории, и того ради имею я,
нижайший, усердное и искреннее
желание наукою моею отечеству
пользу чинить, в химических тру-
дах беспрестанно упражняться и
как химической практики, так и
теории с присовокуплением фи-
зики и натуральной минеральной
гистории других, того желающих,
обучать, для того чтобы на мое обу-
чение в Германии издержанная Е[е]
И[мператорского] В[еличества]
сумма и мои в том положенные тру-
ды напрасно не потерялись»6. Такой
патриотический государственный
подход к обучению и становлению
науки в России также являлся про-
должением петровских традиций.
Ломоносов был отправлен для
обучения в Германию при стабиль-
ном правлении Анны Ивановны.
Когда он вернулся в Петербург
8 июня 1741 года, общественно-
политическая ситуация в стране
стала иной. В конце царствования
Анны ее фаворит Бирон предпринял
кампании устрашения, сопрово-
ждавшиеся неправедными казнями.
Ближайшее окружение императри-
цы, в котором многие являлись нем-
цами, включая курляндцев, транс-
формировалось в замкнутую клику.
Она стала принижать значение для
России личности Петра Великого
и стремилась предотвратить при-
Вид Марбурга.
Гравюра. 1741 г.
5
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 4 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст