М
узеи Петербурга
50
разрешил комитетам по делам
искусств и по делам культурно-
просветительских учреждений
передавать вновь организуемому
Музею М. В. Ломоносова предметы
искусства и культуры, связанные с
именем ученого. Предметы поступа-
ли из Государственного Эрмитажа,
Русского музея, Государственного
исторического музея, Академии
наук, Библиотеки и Архива Акаде-
мии наук, Института русского языка
и литературы, Оптического инсти-
тута и фарфорового завода. Кроме
того, проводилась закупка у частных
лиц, в антикварных магазинах.
С момента постановления Пре-
зидиума АН СССР от 8 мая 1947
года, коллективом музея была
проделана колоссальная работа по
подготовке практически с нуля экс-
позиции музея М. В. Ломоносова
для проведения на ее базе зимней
сессии Академии наук 1949 года, по-
священной истории русской науки.
Заведующий музеем Р. И. Каплан-
Ингель подчеркивал поддержку
и содействие в этой работе прези-
дента Академии наук С. И. Вавило-
ва, академика И. В. Гребенщикова,
администрации Музея этнографии
и антропологии и сотрудников непо-
средственно музея М. В. Ломоносо-
ва - Т В. Станюкович, Т В. Победи-
мовой, Г. В. Васильевой и др.23
5
января 1949 года январская
сессия Академии наук была открыта
в реконструированном Академиче-
ском конференц-зале, за старинным
круглым столом, за которым лишь
одно место было свободным и со-
провождалось табличкой: «Здесь
сидел М. В. Ломоносов»24.
Президент Академии наук
СССР С. И. Вавилов отметил во
вступительном слове: «Открывая
Ломоносовский музей в этом зда-
нии, освященном для нас памятью
личной работы Ломоносова, Ака-
демия наук выполняет свой ста-
ринный долг перед памятью одного
из самых замечательных людей
нашего прошлого.
.. Здание Кун-
сткамеры, видевшее Ломоносова
и других академиков первого при-
зыва, сохранившиеся подлинные
предметы петровской Кунсткамеры
и коллекции Ломоносовского музея
должны навсегда остаться драгоцен-
ным памятником истории нашей
культуры». Руководитель Музея
антропологии и этнографии Л. П.
Потапов подчеркнул взаимосвязи
между ломоносовской темой, му-
зеем Кунсткамерой и ее полным
наследником и преемником - Му-
зеем антропологии и этнографии
им. Петра Великого: «Музей Ломо-
носова занимает почтенное и цен-
тральное место в его системе, рядом
с анатомическими коллекциями,
собранными Петром Первым, рядом
с коллекциями великих сибирских
экспедиций XVIII в., русских кру-
госветных путешественников XIX в.,
рядом с замечательными коллек-
циями русских исследователей
северо-западной Америки, рядом с
собранием Миклухо-Маклая.»25
В заключение отметим, что
здание Кунсткамеры (с вышкой
башни и астрономической сферой)
являлось и является до сегодняш-
него дня символом и эмблемой
Российской академии наук. Изо-
бражение здания могло войти в
состав герба Васильевского острова:
в кодексе «Должность Архитектур-
ной Экспедиции», составленном
архитекторами и строителями
П. М. Еропкиным, М. Г. Земцо-
вым, И. К. Коробовым, Д. Трезини,
И. Я. Шумахером, М. А. Башма-
ковым в 1737-1740 годах, в главе
«О гербе Санкт-Петербургском с его
частьми» было предложено:
«О гербе Васильевской части.
Во второй части, на Васильев-
ском Острову, на знаках полицейских
изображены на синем поле три рыбки
белые, как значит чертеж под № 3-м;
знаменует синим воду, которая вкруг
того острова обходит, а рыбы - что
издревле на том острову при вла-
дении великих князей российских
новгородские рыболовы ловитву рыб
производили и жилище свое имели;
или из основания на синем же поле
славного строения со обсервато-
риумом и наверху с постановлением
свирическим глобусом, для того, что
на сем острове находитца Государ-
ственная академия наук, при которой
типография, библиотека, кунсткаме-
ра и прочия»26.
1
В рассматриваемый период - Музей антропологии и этнографии им. Петра Велико-
го Академии наук СССР.
2
Ченакал В. Л. С. И. Вавилов и Музей М. В. Ломоносова / / Советская этнография.
1951. Вып. 2. С. 197.
3 Цит. по: Князев Г. А. Дни великих испытаний. Дневники 1941-1945. СПб., 2009.
С. 996.
4 Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885. Т. I. С. 19.
5 Алферов Ж. И., Колчинский Э. И., Тропп Э. А. Предисловие / / Академическая наука
в Санкт-Петербурге в XVШ-ХХ веках. Исторические очерки. СПб., 2003. С. 8.
6 Каплан-Ингель Р. И. Реставрация здания Кунсткамеры / / Вестник Академии наук
СССР. 1946. № 4. С. 85.
7 Там же. С. 87.
8 Цит. по: Там же. С. 86.
9 Цит. по: Там же. С. 89.
10 Там же. С. 90.
11 Санкт-Петербургский филиал архива РАН - СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1-1946.
№ 20. Л. 12.
12 СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 5. № 534. Л. 33 и об. См. также: Стецкевич Е. С. Роберт
Исаакович Каплан-Ингель и послевоенная реконструкция здания Кунсткамеры, 1945-
1949 годы / / Кунсткамера: Этнографические тетради. 1995. Вып. 8-9. С. 127-135.
13 СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1-1946. № 20. Л. 14, 15.
14 Там же. Л. 1 об., 2, 5.
15 Борзаковский В. П., Каплан-Ингель Р. И. Макет химической лаборатории
М. В. Ломоносова / / Ломоносов. Сб. статей и материалов. М.; Л., 1951.
16 СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1-1946. № 20. Л. 13.
17 Там же. Оп. 1-1947. № 17. Л. 8-11.
18 Там же. Л. 22.
19 Там же. Л. 29.
20 Там же. Л. 35.
21 Стецкевич Е. С. Указ. соч. С. 132.
22 СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1-1948. № 8. Л. 135; см. подробно: Карпеев Э. П. Большой
Готторпский глобус. СПб., 2000.
23 Каплан-Ингель Р. И. Мемориальный музей М. В. Ломоносова при институте этно-
графии Академии наук СССР / / Советская этнография. 1949. № 2. С. 160.
24 Там же. С. 160.
25 Цит. по: там же. С. 160-162.
26 Цит. по: Архив РАН. Ф. 596. Д. № 143., Оп. 2. Л. 50; [Электронный ресурс]. Режим
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 49 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст