ецензии
___________________________________
Рецензия на книгу «Старый Петербург:
столица и окрестности: ж ивопись и рисунок
XVIII - середины XIX века из собрания
Государственного музея истории Санкт-Петербурга» /
Авт.-сост. Г. Б. Васильева, К. В. Житорчук, А. М. Павелкина;
ред. Б. П. М иловидов. Спб.: Крига, 2011. 424 с.
З . А . Р у д а я
ОТЗЫВ
Выход этой полезной и кра-
сивой книги - радостное событие
для всех, кого глубоко и серьезно
интересует Петербург. В книге под
одной обложкой вводится в на-
учный оборот значительная часть
коллекции, отложившейся в фондах
Музея истории Петербурга, причем
часть изображений публикуется
впервые, другие прежде публико-
вались по отдельности в редких и
малодоступных изданиях с низким
полиграфическим качеством.
Книга посвящена основателям
Музея старого Петербурга, которые
принадлежали объединению «Мир
искусства» и стремились возродить
художественное отношение к за-
брошенному Петербургу. «Хотелось
бы, - писал А. Н. Бенуа, - чтобы
художники полюбили Петербург.
..
и тем самым спасли его от гибели».
Благодаря труду основателей было
собрано ядро коллекции - петер-
бургские пейзажи в графике и жи-
вописи, архитектурные детали.
Сегодня собрание музея на-
считывает 1 миллион 200 тысяч
экземпляров. Для настоящего из-
дания выбраны 188 изображений,
самые ценные из них происходят из
первоначальной коллекции Музея
старого города. Изображения сгруп-
пированы в трех хронологических
разделах: первый - XVIII - нача-
ло XIX века, период становления
классицизма; второй - 1810-1830-е
годы, время расцвета русского ам-
пира; третий - 1840-1860-е годы,
период эклектики. Каждый раздел
открывают изображения города,
затем идут окрестности.
Представлено творчество рус-
ских и иностранных художников,
как профессионалов, так и любите-
лей, чье творчество малоизвестно.
Один из примеров - рисунки швей-
царского художника Д. Ф. Ламони,
помощника Ринальди, - ранние и
очень ценные изображения Петер-
бурга и Гатчины. Возвращаясь из
России на родину, художник увез
свой архив, который был отыскан
у потомков и пополнил коллекцию
музея. Изображения сохранили
черты своей эпохи, даже в самых
узнаваемых пейзажах оказались
запечатленными интересные се-
годня подробности петербургской
старины. Ценнейшими свидетель-
ствами петербургской жизни яв-
ляются работы В. С. Садовникова,
который изображал город с 30-х
до 60-х годов XIX века, сохранив
множество деталей. В альбоме
представлены 23 работы извест-
ного художника.
Опубликованные работы, до-
полняя друг друга, составляют худо-
жественную летопись Петербурга,
отражая многогранный характер
города.
Издательством удачно выбран
формат альбома, в рамках которого
хорошо смотрятся как горизон-
тальные, так и вертикальные изо-
бражения. Неизбежное следствие
помещения под одной обложкой
изображений разного объема -
уменьшение масштаба многих из
них - обычно приводит к труд-
ности восприятия мелких деталей.
Эта проблема успешно преодолена
помещением в увеличенном виде
на листах альбома фрагментов
изображений, несущих важную
информацию. Так, опубликованный
фрагмент копии большой картины
Ж. Б. Лепренса «Панорама Невы
с верхней набережной» позволяет
разглядеть и стрелку Васильевского
острова в 1762 году, и французского
посла со свитой.
История Петербурга. № 5 (63)/2011
предыдущая страница 92 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №63 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст