ностранцы в Петербурге
14
Во втором письме Демидов пи-
шет, что если Монферран пожелает
иметь при себе для обучения архи-
текторскому искусству Александра
Чеботарева, о чем был уже разговор,
то его из Академии взять и отдать
Монферрану16.
В ответ контора сообщает, что
Монферран прибыл на английском
корабле «Нарцисус» (шкипер Джон
Вильсон), что контора уже успела
получить вексель, данный им в Лон-
доне за провоз багажа, и оплатить
его, тем более что иначе контора
не получила бы ящик с платьями,
посланный с Монферраном женой
Николая Никитича Елизаветой
Александровной своей сестре Екате-
рине Александровне Нарышкиной.
Из другого письма выяснилось, что
платья были посланы для продажи.
Кроме того, контора «по настоятель-
ной его прозьбе нашлась выдать ему
г-ну Монтферанду, на необходимо
нужные здесь при первом случае
расходы»17.
Через несколько дней Деми-
дов прислал в контору расписку
Монферрана на двадцать фунтов
стерлингов, «кои получить с него
когда будет можно, без притеснения
ему». И в другом письме: «За данные
Конторой Монтферанду деньги, я
бранить оную не хочу, но.
.. могла бы
она сделать ему выдачу другим ма-
нером, чрез чужие руки, ибо я боюсь.
чтобы этот долг не затянулся, по-
стороннему же человеку он не осме-
лится не заплатить в срок»18. Как
видно, Николай Никитич не считал
себя посторонним человеком, но,
как говорится, «дружба дружбой,
а денежки врозь». Известно, что
он был человеком расчетливым.
С долгами Монферран долго не мог
рассчитаться. В 1822 году у него
вычитали на уплату долгов треть
жалованья19. Да и в более поздние
годы у него бывали долги.
Как видно из письма Монфер-
рана, ему не удалось вручить реко-
мендательные письма Демидова, так
как адресаты в июле были в деревне
(об этих письмах вообще не было
раньше известно). Оставалось пись-
мо часовщика Брегета (Бреге), адре-
сованное его хорошему знакомому
Бетанкуру, недавно назначенному
председателем Комитета по делам
строений и гидравлических работ.
Начальником канцелярии при нем
состоял уже упоминавшийся Ви-
гель, который, если верить его за-
пискам, и уговорил Бетанкура дать
Монферрану должность старшего
чертежника в Комитете. Монферран
за его старания одаривал его чудес-
ными рисунками. Вигель так его и
воспринимал, как хорошо рисовав-
шего «белобрысого французика»,
которого «у нас указом сделали
архитектором»20.
Зато Бетанкур, знавший фран-
цузскую школу архитектуры, про-
чел не только письмо Брегета,
просившего помочь Монферрану,
но также Свидетельство об оконча-
нии Академии, которую окончил и
приглашенный им Тома де Томон,
и прекрасную характеристику Мо-
лино, который писал впоследствии
«...Монферран, архитектор, работал
у меня в качестве такового в течение
нескольких лет неоднократно, <.
..>
во всех случаях я замечал в нем весь-
ма выдающийся талант в чертежном
и архитектурном деле, которыми он
занимался равно, как с усердием,
так и с успехом»21. Поэтому, прочтя
письмо своего друга и партнера в
сфере предпринимательства - Бре-
гета, рекомендовавшего Монферра-
на как прекрасного рисовальщика,
Бетанкур попросил его принести
свои работы. Бетанкур увидел,
что перед ним знаток различных
стилей архитектуры, и интуитив-
но почувствовал, что имеет дело
с незаурядным талантом. Забегая
вперед, скажем, что до самой своей
смерти в 1824 году Бетанкур под-
держивал Монферрана и помогал
ему в решении инженерных задач
по созданию фундамента и способа
подъема колонн, который был ис-
пользован уже после его смерти.
Сам Монферран считал, что он
многим обязан Бетанкуру22.
Еще до приезда Монферрана
в 1809 и в 1813 годах объявлялись
конкурсы на перестройку Исаа-
киевского собора, но дальше этого
дело не двигалось. В 1816 году во
время пасхальной литургии, как
докладывал настоятель храма, «от-
сыревшая на сводах штукатурка
упала на правый клирос, и падением
своим сделала сильный удар и в
народе содрогание.
Еще усмотре-
но во многих местах от сырости
повреждение штукатурки, которое
угрожает падением». Богослужения
пришлось приостановить, и стало
понятно, что дальше откладывать
перестройку нельзя. Тогда Алек-
сандр I и велел Бетанкуру рекомен-
довать архитектора, а последний
рискнул предложить Монферрана.
Многие удивились этому выбору,
а Монферран, решив показать свои
творческие возможности, очень
скоро представил красивый альбом,
содержавший двадцать четыре ми-
ниатюры вариантов собора в самых
различных стилях и вкусах. Реакция
императора была неожиданной - он
назначил Монферрана придворным
архитектором, а Бетанкур - началь-
ником чертежной23.
В начале 1818 года была создана
Комиссия по перестройке Исааки-
евского собора, в состав которой
входили крупные государственные
деятели и специалисты, а сама пере-
стройка поручалась Монферрану.
Строительная площадка Исаа-
киевского собора была окружена
забором, на 40 лет преградившим
сквозной проезд и проход от Малой
Морской к Почтамтской улице.
Окончательно исчезло объеди-
нявшее их общее название - Но-
воисаакиевская улица. Вернее, оно
перешло на современную улицу
Якубовича.
Первый адрес Монферрана в
Петербурге неизвестен. Вигель пи-
шет, что он посетил его и «мнимую
мадам Монферран» почти на черда-
ке в небольшой комнате, в которую
надо было проходить через швальню
портного24. Не очень понятно, по-
чему «мнимую»? Возможно, он не
признавал принятый во Франции
в Наполеоновские времена граж-
данский брак (разумеется, зареги-
стрированный, а не в современном
смысле этих слов).
По 1 января 1817 года был
действителен сохранившийся в
архиве полученный французским
подданным Монферраном «Билет
на свободное в Санкт-Петербурге
проживание», в котором за неиме-
нием в те годы фотографии указаны
его приметы: лета 32, рост средний,
волосы и брови светло-русые, глаза
серые, нос короткий, полноватый,
вздернутый, подбородок круглый,
лицо в веснушках25. Несколькими
годами ранее в воинских документах
во Франции была похожая характе-
ристика: рост 165 см, лицо овальное,
лоб высокий, глаза голубые, нос
курносый, рот средний, подбородок
круглый, волосы и брови светлые
В январе 1817 года Вигель снял
для него и для себя удобную и по-
местительную казенную квартиру
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 13 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст