уша Петербурга
Автограф А. А. Ахматовой,
адресованный М. С. Лесману
отечественной культуры XIX - пер-
вой четверти XX века5.
В переданных материалах не
было разве что автографов Пуш-
кина и Гоголя. Но Гоголь есть! От
С. П. Шевырева. А вот владельче-
ская запись на учебнике, принад-
лежавшем юному Лермонтову:
Из
книг Михайлы Лермантова.
Да, так
написано.
Создание музея А. А. Ахматовой
совпало по времени с выходом ката-
лога в свет. Коллекция была увеко-
вечена (если можно так сказать), и
куда же как не в Музей Ахматовой
ее передать: ведь Моисей Семено-
вич был хорошо знаком с Анной
Андреевной, часто с ней беседовал
(фрагменты этих бесед были позже
опубликованы мною в одном из
ленинградских журналов6), даже
смел не соглашаться с нею в оцен-
М. С. Лесман.
1970-е гг.
ке каких-то персонажей прошлых
времен!»
Я смотрел на Наталию Георгиев-
ну и думал: вот романтик, который
многие годы борется в одиночку.
И побеждает! Нет, к сожалению,
до сих пор каталогов библиотек
А. В. Луначарского, В. А. Десницко-
го, Демьяна Бедного, А. И. Маркуше-
вича, Я. С. Сидорина, В. С. Тарасова,
есть каталог Лесмана!
Наталия Георгиевна в задумчи-
вости продолжает: «Бывают мину-
ты, когда от жизненных неурядиц,
душевного одиночества, иногда
даже от гнусной клеветы завистни-
ков (и это есть, увы!) чувствую себя
очень плохо. Тогда беру каталог,
прижимаю его к груди и говорю:
слава Богу, ты есть у меня, ты по-
могаешь мне жить. Ты - оправдание
всей моей жизни. (Хотя еще кое-что
хорошее сделала.) А если еще про-
чту “Когда волнуется желтеющая
нива.
..” Лермонтова:
Тогда смиряется
души моей тревога,
Тогда расходятся морщины
на челе, -
И счастье я могу постигнуть
на земле,
И в небесах я вижу Бога.»
Однако печали проходят. Воз-
вращается ощущение красоты и
полноты жизни. Дружеские отно-
шения многие годы сохраняются у
Наталии Георгиевны с Пушкинским
Домом. Сотрудники Рукописного
отдела, куда она безвозмездно пере-
дала в фонд Лесмана многочислен-
ные ценнейшие материалы, главным
образом рукописи блистательных
представителей Серебряного века,
вручили Наталии Георгиевне пись-
мо, в котором сказано, что все, имею-
щее хорошее начало, будет иметь
хорошее продолжение, а дружеское
общение с одним из своих фон-
дообразователей перейдет в мифы и
предания Пушкинского Дома.
О рукописях Наталия Георги-
евна говорит с особым трепетом: «К
ним у меня отношение священное.
Держу в руках листочек, исписан-
ный Александром Блоком. Это
писал Он! Его рука! В душе теплеет,
ее охватывает благоговение. Потря-
сающие моменты моей жизни! Здесь
и связь времен, и гул ушедшей эпо-
хи. А вот письмо матери Гете сыну!.
.
Теперь все находится в Пушкинском
Доме. Туда же передала автограф
стихотворения Н. С. Гумилева “За-
блудившийся трамвай”, письмо
Афанасия Фета о событиях 1 марта
1881 года со стихотворением “В день
искупительного чуда”. Долго не
расставалась с этими рукописями.
Они согревали. Передала. Кстати,
сотрудники института говорят,
что со мной легко работать: пре-
жде чем что-то передать, навожу
по материалам справки, готовлю
сопроводительные пояснения и т.д.
Иногда помогаю им в переводах
с французского. Но это уже иная
история.»
Награждение Н. Г. Князевой
золотой и серебряной медалями,
отлитыми по случаю 100-летнего
юбилея Пушкинского Дома, яв-
ляется логическим признанием ее
благородного дела.
Пришло время расставаться.
Наталия Георгиевна надписывает
свою статью в принесенном мною
альманахе (Князева Н. «Звук шагов,
тех, которых нету.»: Моисей Семе-
нович Лесман, человек и библиофил
/ / Библиофилы России: Альма-
нах / [гл. ред. А. П. Толстяков].
Т. 3. М.: Любимая Россия, 2004.
С. 180-219).
Глубокоуважаемому Александру
Александровичу с наилучшими по-
желаниями здоровья и творчества.
Н. Князева. 07.03.2011. СПб.
На столе остается стопка листов
с библиографией о собрании книг и
рукописей М. С. Лесмана. Это от-
зывы в печати, ссылки, упоминания
о коллекции.
Хозяйка дома улавливает мой
взгляд: «Да, 195 источников. Думаю,
что это не все, но я одна, и все объять
не в моих силах!»
Бог в помощь Вам, Ната-
лия Георгиевна, верная супруга,
наследница-сподвижник Моисея
Семеновича Лесмана, истинная
«вторая половинка» счастливой
семейной пары.
«ПРОДОЛЖЕНИЕ
ВО ВРЕМЕНИ»
(Людмила Витальевна Давыдова)
Переходя к рассказу о второй
героине моего повествования, с
разрешения и полного одобрения
петербургского искусствоведа Иго-
ря Гавриловича Мямлина воспро-
извожу здесь фрагмент его статьи,
которая открывает прекрасный
альбом «Анатолий Давыдов», под-
готовленный с большим тщанием и
23
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 22 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 24 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст