уша Петербурга
24
любовью Людмилой Витальевной
Давыдовой.
Фрагмент статьи не случаен,
поскольку он, как видится, отра-
жает мои намерения в изложении
материала, является правильным
по смыслу, а главное - философски
выверен и обоснован.
«Закон природы неумолим:
каждое живое существо имеет
одну-единственную жизнь. По-
сле этой жизни идет нечто, что мы
иногда называем жизнью души,
жизнью в лучших сферах. Исчезая
физически, человек оставляет после
себя след на земле. Но есть люди,
творческая судьба которых как
будто компенсирует физический
уход человека. Просто это означа-
ет, что его след на земле оказался
заметным, рукотворным, хотя не
у каждого этот след живет после
ухода его создателя. В этом смыс-
ле судьба настоящего художника
удивительна и вызывает самые
хорошие эмоции: после физиче-
ской жизни и смерти начинается
его вторая жизнь - посмертная,
зафиксированная в результатах
творчества. Это относится ко мно-
гим одаренным людям, но у одних
творческая жизнь не имеет личной
окраски (инженер, проектировщик,
врач, лесничий), у других это идет
“по высшему разряду” - и связано с
памятью новых поколений. Именно
такой оказалась жизнь первая и по-
смертная - в творчестве - художни-
ка Давыдова».
...Они познакомились зимой
1975 года. Она - молодой препо-
даватель, прибывший из владиво-
стокского института в Ленинград
на стажировку, и он - маститый
художник, одолевший не один
жизненный тракт, включая во-
енный. Посылочка, переданная с
Людмилой Витальевной «дорогому
другу в Ленинграде Давыдову Ана-
толию Захариевичу» от художника
Б. Ф. Лобаса, оказалась отправной
точкой, из которой они вышли в
свой тридцатипятилетний путь, да
так весь и прошагали рука об руку.
«Это было как наводнение,
стихия, - вспоминает через годы
Людмила Витальевна. - Какой-то
поток чувств, ощущение приклю-
чений, не нас».
Это была судьба. Они нашли
друг друга.
Решили жить вместе. Квартиру
во Владивостоке Людмила Ви-
тальевна обменяла, сама с сыном
Павлом переехала в Ленинград. В
августе прошла регистрация брака.
Анатолий Захариевич и Людмила
Витальевна стали мужем и женой.
Совпадение интересов, взгля-
дов, пристрастий делало жизнь
насыщенной, интересной, что, несо-
мненно, поддерживалось друзьями
и единомышленниками.
А страсть к путешествиям?
Объехали почти все страны со-
циалистического содружества. На-
слаждались красками мира, копили
«воспоминания и впечатления».
Анатолий Захариевич, ощущая
близость дорогого сердцу чело-
века, ее абсолютное понимание и
поддержку, с еще большей силой и
горением писал натюрморты, пейза-
жи, портреты любимых классиков -
А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака,
И. А. Бунина, А. А. Ахматовой,
А. А. Блока, М. И. Цветаевой.
..
Очень хорошим получился портрет
композитора Д. Д. Шостаковича.
..
Да простит меня читатель, не
могу удержаться от слов восхище-
ния графическими работами Давы-
дова. Особенно по душе мне портрет
Б. А. Ахмадулиной.
По мнению И. Г. Мямлина,
Анатолий Захариевич «был не про-
сто прекрасным рисовальщиком,
но мастерски владел различными
техниками исполнения. Он пре-
красно чувствовал пластику тела.
Одной линией мог обозначить тело
обнаженной женщины. Это поис-
тине очаровательно».
Многочисленные персональные
выставки Анатолия Захариевича
проходили в это время не только в
Ленинграде, но Ярославле, Ростове-
на-Дону, Таганроге, Казани. Позд-
нее - в Сан-Франциско, Хельсинки,
Лондоне. Нелегкой ношей на плечи
Людмилы Витальевны ложилась их
подготовка.
Постепенно сама стала зани-
маться живописью, с течением
времени все более заинтересованно.
Анатолий Захариевич увлечению
жены особого значения не при-
давал, но позднее стал наблюдать,
поощрять, Это, разумеется, было
приятно, побуждало к совершен-
ствованию.
Внимание Анатолия Захарие-
вича к Павлу было неизменным:
поддержка во время его учебы в
СХШ, затем на живописном фа-
культете в Академии художеств,
Портрет Б. Ахмадулиной.
1987 г.
Бумага, автолитография. 47,5x40
что способствовало успешному за-
вершению обучения. Далее - начало
увлекательной работы молодого
специалиста в Эрмитаже, где Павел
сейчас реставратор.
А. З. Давыдову принадлежат
слова: «Я не бездарный человек.
Стыдиться своей талантливости не
надо, талант - это не грех, а данное
природой.» Видимо, он был прав,
поскольку со временем в много-
гранной личности проявился яркий
талант литератора. Одна за другой
стали выходить книги: «Сюжеты
и портреты», «Лики и маски»,
«Давно и недавно», «Тринадцатая
тетрадь», «Острова былого. Записки
художника»7. Впрочем, их могло не
быть, прояви Людмила Витальевна
На персональной выставке в
Большом зале ЛОСХ Людмила и
Анатолий Давыдовы.
1982 г.
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 23 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст