J і ± \
узеи Петербурга
54
тельность, которую можно назвать
«чувством достоверности», удовлет-
воряемым только личным, присут-
ствующим контактом с объектом.
Этим-то и отличается «турист» от
«любителя». Поэтому так важно
для территории, претендующей на
туристическую ценность, обладать
конкретными объектами туристи-
ческого интереса: природными и
рукотворными феноменами, му-
зеями, доступными объектами ис-
ключительной ценности.
Несомненно, что туристическая
территория не может состоять толь-
ко из «фасада», ширмы, заглянув за
которую любопытный посетитель
обнаружит неприглядную обыден-
ность, одинаковую почти повсюду.
Туристическая структура должна
иметь не только поверхность, кра-
сивую картинку, но и глубину, вну-
треннее пространство, перспективу.
Недостаточно обладать одним Боль-
шим Музеем, который бы работал
по экстенсивному принципу - про-
пускал сквозь себя текущую массу
«разовых» посетителей. Туристиче-
ский потенциал состоит не только в
стандартных маршрутах и стандарт-
ных экскурсиях. Перспектива туриз-
ма - это «вторичные посещения»,
это индивидуализированный ин-
терес к этому конкретному городу,
стране, месту. А такой интерес мо-
жет вызвать только столь же инди-
видуализированный объект, нечто
отличающееся, уникальное, даже
в рамках исходной туристической
уникальности, предлагаемой стан-
дартной рекламой. Когда за фасадом
рекламы посетитель обнаруживает
не менее интересную жизнь, вели-
кую историю, высокую культуру,
только тогда сполна оправдываются
ожидания, сподвигшие его в путь. И
тогда обычный турист-посетитель
становится энтузиастом, популя-
ризатором, рассказчиком, привле-
кающим к туристическому объекту
живой человеческий интерес.
Эти рассуждения, возможно,
кому-то покажутся излишними в
начале рассказа о частном музее, од-
нако в образовании и функциониро-
вании этого учреждения культуры
(как официально именуется музей
Б. Небелевича) отражены очень
значимые для городского туристи-
ческого пространства знаки и ценно-
сти. Задуманный двадцать пять лет
тому назад, в 1985 году, музей пере-
жил трудные времена распада госу-
Президент
Музея военного костюма
Богдан Викторович
Небелевич на фоне экспозиции
созданного им музея
дарственной системы, и только вера
и усилия коллекционера-энтузиаста
Б. Небелевича смогли вдохнуть но-
вую жизнь в идею музея. Возможно,
потому что идея эта действительно
соответствовала духу времени. «Хо-
чешь быть красивым - поступай в
гусары» - писал Козьма Прутков.
Когда-то форма, в первую очередь
военная форма, была эстетическим
образцом, более того, элементы
возвышенного в военном мундире
вселяли тревогу и неуверенность
во врага; эстетика несла сугубо
прагматическую функцию. «Эко-
номная» идеология социализма
не способствовала популяризации
таких явлений, как мода, украше-
ния, роскошь, но в новых условиях
музей получил возможность стать
частным музеем, используя интерес
общественности именно к темам
костюма, внешнего блеска, ритуала,
а также отличие военной дисципли-
ны, субординации и выправки от
штатской «вольности».
24
мая 2007 года состоялось
официальное открытие учрежде-
ния культуры - Музея военного
костюма.
Директор музея, Богдан Не-
белевич, внимательно изучал и
анализировал собственно историко-
патриотические аспекты музейного
дела в новой России. Прискорбно,
но лакуны в освещении военной
истории нашей страны имеются до
сих пор. Вообще, экспозиции суще-
ствующих военных музеев - пока
что лишь отдельные фрагменты, не
составляющие целостной картины
прославленного пути русского
оружия по Евразийскому про-
странству. Когда-то ведомственные,
территориальные, а зачастую и лич-
ные соображения препятствовали
«общению» музейных коллекций.
Сегодня бедственное, пока что, со-
стояние культуры затянувшегося
«переходного периода» сплачивает
музеи, заставляет их идти навстречу
интеграции коллекций, система-
тизации выставочной деятель-
ности, к согласию с конкретным
посетительским интересом, а не
для минутной выгоды или сооб-
ражений престижа. В частности,
«великодержавное» пренебрежение
усилиями энтузиастов со стороны
Больших Музеев, к счастью, ухо-
дит в прошлое. Возникает чувство
локтя, причастности общему делу,
общего позитивного предстояния
бескультурью и невежеству. Другая
положительная сторона этого про-
цесса - достойное отношение не
только к коллеге, собрату по духу
и делу, но и трепетное отношение
к посетителю, к тому, ради кого
существует любая музейная кол-
лекция. Не упустить и не заглушить
бравуром и «галопным» маршем по
бесконечной череде залов и анфилад
интерес каждого современника,
уставшего от мелькания «картинок»
на экранах, витринах, страницах
глянца - вот цель исторического
музея. «Остановиться-оглянуться»,
как сказал поэт; увидеть в малом
и редком великое и постоянное;
почувствовать в далеком прошлом
родное и неизбывное; понять ушед-
шее в прошлое как свое настоящее.
Для этого нужна индивидуальная
работа с посетителем. И именно
этим отличаются в первую очередь
частные музеи, это свойственно и
музею Богдана Небелевича.
В небольшом флигеле дома на
3-й Советской (бывшей 3-й Рож-
дественской) улице коллекционер-
энтузиаст организовал уже две
постоянно действующие выставки.
Выставка, посвященная Крымской
войне 1854-1856 годов, - един-
ственная музейная экспозиция в
России, отражающая эту трагиче-
скую страницу военной истории,
предшествующую радикальным
изменениям в обществе, известным
как реформы 1861 года. Россия вое-
вала в этой войне против половины
мира, и экспозиция выставки позво-
ляет увидеть всю гамму «флагов»,
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 53 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст