М
узеи Петербурга
приехавших в Крым вовсе не «в
гости к нам». Мундиры британские
и французские, турецкие фески, саб-
ли европейские и азиатские, тесаки,
штыки.
.. На все это смотрели с тре-
вогой, но без страха русские воины,
герои обороны Севастополя, герои
рассказов Льва Толстого.
.. Кем
они были, эти крестьяне-рядовые
и дворяне-офицеры, чем был на-
полнен, кроме боев и стрельбы, их
день, как коротали они ночи? Вот
большие консервные банки, в кото-
рых когда-то хранилась английская
тушенка. У осажденных русских
воинов не было даже солонины, а
их противники имели возможность
питаться йоркширской говядиной.
Целых десять фунтов на отделение
в шестнадцать человек. Вот фля-
ги, котелки, ложки, ножи.
.. Стиль
музея - подлинность, отсутствие
муляжей и копий. Даже вот эта
бутылка французского вина была
привезена сто шестьдесят лет назад
к стенам Инкермана из Лангедока
или Бордо. Неразорвавшиеся гра-
наты показывают проблемы с каче-
ством продукции во времена, когда
еще не было никакого китайского
ширпотреба. Офицерские парики
напомнят посетителю «времена
Очакова и покоренья Крыма», вре-
мена российских побед, а не горьких
поражений. Что они делали в обозе
полка в 1855 году? Директор музея
охотно расскажет вам это лично,
если вы запишетесь на экскурсию.
На третьем этаже флигеля в
июле 2010 года открылась посто-
янная выставка «Великая Отече-
ственная война. Форма и знаки
различия Советской армии и флота
1935-1945 гг.». На экспозиции пред-
ставлены более 30 манекенов с пол-
ной выкладкой, дезактивированные
образцы оружия, плакаты, газеты и
многое другое. Подлинность исто-
рического духа, подлинность обще-
ния, подлинность вещей - взаимо-
обратимые условия существования
частного музея. Здесь не нужна
вялотекущая вереница праздных
зевак, каждый посетитель столь же
перспективно уникален, как уни-
кальны ретроспективно музейные
экспонаты. Экскурсия школьников
из исторической гимназии или
исторического класса гуманитарной
школы. Потомки участников собы-
тий, представленных в экспозициях.
Любители-дилетанты, не пожалев-
шие времени на встречу с музеем и
его хранителями. Коллекционеры,
историки-ученые и преподавате-
ли, коллеги по музейному цеху,
литераторы, репортеры, актеры,
которым требуется вжиться в образ
исторической роли.
.. Из тоненьких
ручейков индивидуального инте-
реса складывается каждодневное
течение музейной реки жизни, то
ускоряясь, то замедляясь, то обо-
рачиваясь бурным водоворотом в
дни юбилеев или торжеств.
Иногда музей выходит за свои
стены, и тогда присутствие под-
линности могут ощутить более ши-
рокие городские пространства. Так,
совместно с поисковым отрядом
«Святой Георгий», при поддержке
общественного движения «Мирный
город» музей и его объекты участво-
вали в театрализованных военно-
исторических реконструкциях, по-
священных Великой Отечественной
войне. Некоторые экспонаты при-
нимали участие в создании филь-
ма «К-19», в проекте монумента-
памятника «Всем погибшим мо-
рякам» на форте «Константин», в
съемках цикла телевизионных про-
грамм ВГТРК «Санкт-Петербург»
«Дорогой, единственный мой»,
посвященных 60-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
Долгое время, не имея собствен-
ного помещения, экспонаты Музея
военного костюма выставлялись в
рамках экспозиций других военно-
исторических музеев. Список таких
совместных выставок впечатляет:
Бывший генеральный консул
республики Польша
в Санкт-Петербурге Ярослав Дрозд
1989 г. «Форма, награды, ору-
жие»; г. Донецк, Исторический
музей;
1991 г. «Восточный фронт
1941-1945 гг.»; г. Рига, Военно-
исторический музей;
1996 г. «51-я годовщина победы
над Германией»; г. Сосновый Бор;
1997 г. «Нашествие»; Москва,
музей Советской армии;
1997 г. «Франция и Россия в
Первой мировой войне 1914-
1917 гг.»; Санкт-Петербург, Артилле-
рийский музей. Международная вы-
ставка при поддержке мэра Парижа и
губернатора Санкт-Петербурга;
1998 г. «Прорыв Блокады»;
Санкт-Петербург, ДК Ильича;
1999 г. «Море - наше Отече-
ство» Москва, Политехнический
музей;
2000 г. «104-я годовщина со дня
рождения Г. К. Жукова». Санкт-
Петербург, музей Жукова;
2001 г. «60 лет начала Великой
Отечественной войны»; Санкт-
Петербург, Стрельна;
2001
г. I Московский между-
народный форум «1941 год - год
памяти»; Москва, Музей истории
города;
2001 г. «Андреевский флаг».
Санкт-Петербург, Союз художников;
2002 г. 8-9 мая. «Знаки раз-
личия армии и флота. 1943-
1945 гг.». г. Пушкин. Выездная
выставка в палатке УК «Музей во-
енного костюма»;
2002 г. Выставка, посвященная
Второй мировой войне. УК «Музей
военного костюма»
2003 г. 27 мая. Участие музея
в мероприятии к празднику Дня
сухопутных сил армии Чешской
Республики «Багна-2003». Чехия,
полигон Багна;
2003 г. 25 ноября. Выставка, по-
священная 82-й годовщине отдель-
ного пограничного отряда Санкт-
Петербурга. Санкт-Петербург;
2004 г. 8 мая. Выставка, посвя-
щенная 59-й годовщине Победы над
немецко-фашистскими захватчи-
ками. Озерки. Выездная выставка
в палатке УК «Музей военного
костюма»;
27 апреля 2005 г. «Сила слабых:
женщины в Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг.». СПб., Военно-
исторический музей артиллерии,
инженерных войск и войск связи;
6 мая 2005 г. «Война народная
в памяти трех поколений». Москва.
55
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 54 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст