П .
етербургские юбилеи
84
заповедника, научное исследование
или авторский альбом песен на
компакт-диске. «Белый пароход» -
раздел для тех и о тех, кто, оставаясь
бессребреником в душе, из добрых
побуждений дает другим людям
больше, чем получает взамен. Такие
есть еще в Петербурге. Они устраи-
вают клубы для подростков, кружки
по интересам или спортплощадки в
своем жилом комплексе, выступают
в городских библиотеках, помогают
краеведам в архивных разыскани-
ях. По-разному темы приходят в
редакцию. Чаще всего люди звонят
или пишут, рассказывая о тех, кто
своим творчеством, служением
долгу, независимым авторитетным
мнением оказал влияние на судьбы
окружающих, на нравственный кли-
мат страны. Наши радиослушатели,
быстро осознав, что героями пере-
дач являются вовсе не «звезды», во
всяком случае, не только они, - сами
включаются в поиск петербургских
типов ушедшего двадцатого века.
«КНИГА
ПОКОЛЕНИЙ»
Чаще других в эфир выходит
рубрика «Книга поколений», где
ведущее место отводится биогра-
фиям петербуржцев. Это - звуковая
летопись, документальный отчет
в рассказах или воспоминаниях,
дневниках, письмах, фотографиях
современников о времени, в котором
они жили.
Тут и офицеры - «моряки ста-
ринных фамилий», и потомки рода
Рерихов, и великий князь Констан-
тин Романов, и член Чрезвычайной
Следственной Комиссии 1917 года
барон фон Раупах, и петроградские
дети, их воспоминания о попытке
спастись от голода в Петрограде 1918-
го. Они, совершившие вынужденный
многолетний кругосветный вояж под
защитой Американского Красного
Креста, выжили, вернулись и расска-
зали об этом потомкам. (Автор книги
и редактор воспоминаний «Над нами
Красный крест» - петербургский
педагог Ольга Молкина.)
Подлинные документы из се-
мейных архивов, дневники (в част-
ности, дневники праведного Иоанна
Кронштадтского), впервые издан-
ные биографические материалы
возвращают в исторический обиход,
казалось, навсегда утраченные стра-
ницы минувшего, столь трагиче-
ского для России и Петербурга ХХ
столетия. Именно радио позволяет
сделать это по крупицам собирае-
мое «петроградское бытие», - до-
стоянием нескольких миллионов
сограждан, находящихся в зоне
охвата нашего радиопередатчика;
ведь тиражи периодических журна-
лов сейчас рассчитаны, в основном,
лишь на специалистов.
За десять лет «Петербургский
автограф» выходил в эфир более
500 раз; невозможно вместить даже
в самом беглом изложении все
сюжеты «Книги поколений». Ее
«изюминка» - это живой голос
рассказчика, чаще всего, в диалоге с
ведущей - Ольгой Смирновой. Не-
сколько имен тут все же необходимо
назвать. Это любимые народом ак-
теры - Игорь Дмитриев, Станислав
Ландграф, Иван Краско; извест-
ные историки - Сергей Полторак,
Александр Островский; ученые-
филологи Александр Панченко,
Николай Скатов, Юрий Руденко;
писатели Даниил Гранин. Даниил
Аль, Дмитрий Каралис, Яков Гор-
дин, Борис Никольский, Александр
Житинский, публицисты Андрей
Остальский, Евгений Веселов, и
еще одно имя из бесчисленного
ряда героев «Автографа», - поэт и
переводчик Игнатий Ивановский.
Не одно поколение школьников
зачитывалось «Балладами о Робин
Гуде». В Союз писателей он вступал
по рекомендации великой Анны
Ахматовой и Самуила Яковлевича
Маршака. Ахматова такой автограф
подарила ему: «Милому Игнатию
Михайловичу Ивановскому, самому
лучшему переводчику». Мастер-
ством переводчика Ивановский
овладевал под присмотром такого
классика, авторитета номер один
русской переводческой школы, как
М. Л. Лозинский. Игнатий Михай-
лович - лауреат премии Шведской
Академии и городской премии жур-
нала «Нева». Однажды (а в нашем
эфире он бывал не раз) на вопрос:
«Какую из Ваших работ Вы считаете
делом своей жизни?» Игнатий Ми-
хайлович ответил: «Стихотворное
переложение Библии, 66 книг Вет-
хого и Нового Завета».
И в «Книге поколений», и в
«Открытке от постороннего» не
одна страница уделена героям и
жертвам Великой Отечественной.
В год 65-летия Победы и в год
70-летия начала ленинградской
Блокады «Автограф» рассказывал
об известном ученом, старшем на-
учном сотруднике Государственного
Эрмитажа Николае Николаевиче
Никулине, авторе изданной по ре-
шению редакционно-издательского
совета Эрмитажа книги «Воспоми-
нания о войне». Страшная правда из
уст бойца, стоявшего насмерть близ
узлового пункта нашей обороны
Ленинграда - местечка Погостье
трагической зимой сорок первого.
..
Другая героиня «Автографа» - ав-
тор книг и составитель сборников
о войне - «Синявинская осень»,
«Заслон на реке Тосне», «Трагедия
Мясного Бора» - Изольда Иванова
не однажды участвовала в про-
грамме «Петербургский автограф».
Композитор, автор блокадной сим-
фонии И. М. Ельчева выступала с
фрагментами собственной книги
воспоминаний «О звуках блокады».
В эфире прозвучали фрагменты ее
симфонии, посвященной погибшим
в Ленинграде блокадникам.
И еще несколько «непарадных
портретов петербуржцев», про-
звучавших в рубрике «Книга поко-
лений». Это тоже наши современ-
ники. Ландшафтный архитектор-
энтузиаст Георгий Владимирович
Пионтек, долгие годы посвятивший
проекту памятника природы Не-
вского края на землях Ленинград-
ской области. Другой зодчий -
Владимир Николаевич Щербин,
работавший в современном стиле,
застроивший квартал в Примор-
ском районе между Дибуновской и
Школьной улицами, участник ав-
торского коллектива зодчих, по чьим
проектам построены новое здание
Российской национальной библио-
теки на Московском проспекте и
здание гостиницы «Москва». И еще
безвременно ушедший от нас лите-
ратуровед, сотрудник Пушкинского
Дома, профессор и вице-президент
международного общества Ф. М. До-
стоевского - Владимир Артемович
Туниманов, равно признанный у нас,
в России, и в стране совсем иной, от-
личной культуры - Японии.
Рассказы об этих героях пере-
дач «Автографа», может быть, до-
рисовывают обобщенный портрет
личности, выступающей под собира-
тельным понятием «петербуржец».
Не забудем: и в годы войны, и деся-
тилетием позже на просторах Рос-
сии к ленинградцам-петербуржцам
всюду относились по-особому. Это
не только честь, повод для гордости,
но и ответственность.
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 83 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст