П
етербургские юбилеи
творческих союзах и Центре со-
временной литературы. Ежегодно
в рамках постоянного раздела «Ав-
тографа» находилось место и для
сообщений о книжных новинках и
художественных выставках, - не
таких, как, например, выставка кар-
тин музея Прадо в Эрмитаже, - о
них любой информационный канал
исправно знакомит петербуржцев,
а о других, неажиотажных, кото-
рые легко пропустить. Упомянем
здесь выставки «Святые 60-е» - о
Петербургской артели художников-
передвижников и произведений
искусства старообрядцев (обе в
Русском музее), недавнюю (2010 г.)
выставку «Русский самовар» в Доме-
музее Г. Р. Державина, а в 2005-м году
по случаю 20-летней годовщины
покушения на шедевр Рембрандта
«Даная» в Эрмитаже прозвучал
рассказ о чудодейственном восста-
новлении этой картины усилиями
многих специалистов и, прежде
всего, группы реставраторов Госу-
дарственного Эрмитажа. Так же и с
книжными новинками: слушателям
сообщалось не о модных блокбасте-
рах в стиле «экшн» или «фэнтези»,
не о дорогих художественных альбо-
мах, а об изданиях малотиражных,
но по-своему уникальных, таких,
как «Новая книга о Гумилеве»
А. В. Доливо-Добровольского, члена
правления Санкт-Петербургского
Дворянского собрания, «Петербург-
ская поэзия в лицах» - коллектив-
ная монография группы авторов о
наших поэтах, дебютировавших в
конце пятидесятых и трудно пробивав-
ших дорогу к признанию. Сегодня
они - безусловно лучшие представи-
тели петербургской поэзии второй
половины ХХ века, - это Иосиф
Бродский и Глеб Горбовский, Роальд
Мандельштам и Виктор Кривулин,
Виктор Соснора и Леонид Аронзон,
а тогда партийный идеологический
контроль многим из них закрывал
вход в журналы и издательства. Уни-
кален трехсотстраничный сборник
крупного формата «50 лет выпуску
геолфака - 1959», подготовленный
по материалам анкетного опроса
выпускников геологического фа-
культета ЛГУ. Как много успели
сделать за полвека эти ребята: от-
крыли несколько месторождений,
составили ценные геологические
карты, учебные пособия по полевой
геологии, разработали новейшие
геофизические приборы.
Юбилеям ныне здравствующих
поэтов и писателей Петербурга, чьи
книги продолжают выходить - хоть и
не массовыми, как прежде, тиражами,
также нашлось место в радиовыпу-
сках: понятно, что они олицетворяли
блестящую сторону петербургской
современности. Это прозаики Анд-
рей Битов, Илья Штемлер и Яков
Гордин; из поэтов же мы, напротив,
выборочно знакомили петербуржцев
с предшественниками Бродского,
чья слава невольно затеняет их
вклад в наше поэтическое достояние.
Это - Геннадий Алексеев и Генна-
дий Угренинов, Алексей Козырев и
Татьяна Гнедич, Людмила Барбас и
Анатолий Бергер.
«АВТОГРАФ МУЗЫКАЛЬНЫЙ
И ПОЭТИЧЕСКИЙ»
Особое место в передаче за-
нимают выпуски, знакомившие
горожан с джазовой историей го-
рода второй половины века. Число
таких передач достигло тридцати!
Тут и мировая джазовая класси-
ка - радионовеллы о выходцах из
России - композиторе и поэте Вла-
димире Дукельском (Vernon Duke),
Леонарде Бернстайне (знаменитый
дирижер и композитор), и очерки
о наших титульных петербургских
джазменах - Якове Скоморовском,
Давиде Голощекине, Геннадии Голь-
штейне, Олеге Кувайцеве. Есть и
мемориальные передачи - о тех
замечательных джазовых кумирах
шестидесятых, которых уж нет с
нами. Это - Иосиф Вайнштейн,
Юрий Вихарев, Теймураз Кухолев.
И, конечно, развернутые рассказы-
репортажи с ежегодных летних
фестивалей «Свинг Белой ночи» в
уникальной Джазовой филармонии
Санкт-Петербурга. Большая часть
писем от радиослушателей посту-
пает именно от «шестидесятников»,
помнящих незабвенные времена
«стиляг» и первых полулегальных
джазовых выступлений на город-
ских сценах.
В заключение - об особо ото-
бранных для представления радио-
слушателям именах, - вне тематиче-
ских разделов. Их немного: все они
выведены в эфир потому, что роль
их в отечественной и, прежде всего,
петербургской культуре велика, а па-
мять потомков о них недостаточна.
Вот и в ноябре уходящего 2011 года
выпущен в эфир полноформатный
рассказ о Михаиле Ломоносове-
поэте: ведь о нем достаточно пи-
шется и говорится и как об ученом,
и как о государственном деятеле,
радевшем за экономическую мощь
России, а о том, чем он ценен как
поэт, не узнать ни в школе, ни в
периодике. Столь же неправедно
обойденными оказались заслуги
современника Ломоносова - Алек-
сандра Сумарокова, поэта и дра-
матурга, центральной фигуры рус-
ского классицизма XVIII века.
И совсем из забвения нами вынут
«Барон Брамбеус» - замечательный
ученый-арабист, филолог, прозаик
и, пожалуй, главное - издатель и
редактор первого массового литера-
турного журнала для образованных
россиян «Библиотека для чтения»
1830-1840 годов - Осип Иванович
Сенковский.
И заключает этот короткий
перечень имен, заслуживших вос-
крешения из небытия, имя замеча-
тельной ленинградской артистки
эстрады, выступавшей в 1936-1951
годах с джазовыми и эстрадными
оркестрами Ленинграда, уникаль-
ного серебряного сопрано Зои
Рождественской, работавшей в
самые лихие годы на фронтах Вели-
кой Отечественной с мобильными
бригадами ленинградских мастеров
сцены. Ее век оказался короток, но
сохранившиеся музыкальные за-
писи и сегодня не подвластны тле-
ну - ее искусство должно и способ-
но вдохновлять сограждан и ныне,
в XXI веке. Именно эта передача
«Петербургского автографа» по-
лучила наивысшую оценку наших
радиослушателей: с первого ее
выпуска в эфир в 2006 году, по их
требованию, автор и редактор «Ав-
тографа» Ольга Смирнова много-
кратно выпускала ее в эфир.
Вместо концовки - добрые сло-
ва нашим радиослушателям, не счи-
тающим за труд не только позвонить
в редакцию, но и написать о своем
восприятии передач, поделиться
соображениями по поводу имен и
событий нашей не слишком давней
истории, охваченной репертуаром
«Автографа». Без этих сигналов об-
ратной связи ему бы не продержать-
ся в эфире целое десятилетие. Наши
сюжеты за десятилетие - это долгое
эхо всего города. Награды передачи
«Петербургский автограф» в про-
фессиональных творческих конкур-
сах «Сезам» и «Золотое перо» лишь
подчеркивают ее востребованность
в эфире.
87
История Петербурга. № 6 (64)/2011
предыдущая страница 86 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн следующая страница 88 История Петербурга №64 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст