П
,
етербуржцы и петербурженки
Супруги соединились после
смерти. Их смерть вызвала к жизни
не только мифы и подозрения. До
сегодняшнего дня обсуждается во-
прос: умер ли в Таганроге Александр I,
скончалась ли в Белеве его супруга?
Кроме этих будоражащих вооб-
ражение предположений, смерть
императорской четы послужила,
если можно так выразиться, пово-
дом к созданию нового династиче-
ского сценария, идеалистического
представления о правящей семье.
Историк Р. Уортман, изучавший
«театр власти» в Российской импе-
рии, считает, что «момент смерти
возвращал императора в семью»53.
Практически во всех воспоминани-
ях описывалось нежное соединение
супругов перед последней роковой
поездкой, кончина императора на
руках заботливой жены, ее пред-
чувствие своей смерти. Широко
цитировалось ее письмо свекрови,
где она писала: «Наш Ангел на
небесах (Notre ange est au ciel), а
я должна прозябать на земле! Кто
мог подумать, что я, слабая и боль-
ная, переживу Его? Матушка! Не
оставьте меня, ибо я совсем одна в
этом печальном мире!»
Многочисленные изобрази-
тельные произведения: гравюры,
картины, рисунки и т.д. изобража-
ли смерть императора в скромной
комнате на походной кровати в
окружении свиты и сидевшей рядом
супруги. Н. Данилевский назвал это
«духом венценосных супругов»,
представляя трагический миг смер-
ти как момент духовного единения54.
С того времени культ династии,
семьи достиг бессмертия, семейного
союза в будущем55. После полного
Медальон с волосами Александра I
и Елизаветы Алексеевны
сложностей династических отноше-
ниях XVIII века, где супружеский
союз, за исключением, пожалуй,
императора Павла I и Марии Фе-
доровны, не был примером для вос-
хищения и подражания со стороны
подданных, сближение, смерть,
перевозка тел и похороны импе-
раторской четы в 1825-1826 годах
стали образцом для идеализации
семейных ценностей и сплочения
нации в соболезновании столь
великому общегосударственному
горю. Очевидно, та посмертная
романтизированная горечь ухода
супругов, наконец-то нашедших
истинные человеческие ценности
не в общественной жизни в окруже-
нии роскоши царских резиденций,
а в скромной обстановке далекой
провинции, в трогательной заботе
друг о друге, послужила причиной
неодолимого желания продолжить
их жизнь в образе отшельников,
отказавшихся от мнимого в пользу
настоящего. Именно этим следует
объяснить рождение мифов, вполне
укладывавшихся в контекст фило-
софских и нравственно-этических
исканий XIX века. Казалось, что
монархи, которые смогли отказаться
от иллюзорного мира внешнего бла-
гополучия в пользу истинного мира
духовных ценностей, показывали
пример для подражания своим под-
данным. И здесь уже было не столь
важно, что свидетелями реальной
смерти императора и его супруги
было большое количество людей,
их окружавших, что сохранившиеся
документы не оставляют сомнения
в подлинности произошедшего.
Главная философская мысль, под-
держивавшая и поддерживающая
до сего времени сторонников идеи
об «абдикации»56 Александра I и
продолжении жизни его и супруги
в качестве скромных отшельников,
лежит, как представляется, главным
образом в плоскости реализации воз-
можности преодоления сословных и
материальных рамок и условностей.
Замечено, что вопрос о том,
действительно ли скончались им-
ператор Александр I в Таганроге и
его супруга в Белеве, становится
наиболее привлекательным для
обсуждения в переломные, критиче-
ские моменты истории страны. При
нормализации общего строя жизни
интерес к этой теме затухает.
Трудно сказать, как сложились
бы отношения Александра Пав-
ловича и Елизаветы Алексеевны,
если бы не эта романтическая и
таинственная смерть в момент об-
ретения семейного счастья. Они
соединились навсегда в последний
момент, и получилось так, что их
души не разлучились.
28
1
Мадатова Софья Александровна, княгиня, урожденная Муханова (1787-1875) - жена князя В. Г. Мадатова, была фрейлиной
императрицы Елизаветы Алексеевны.
2
Императрица Елизавета Алексеевна в воспоминаниях ее бывшей фрейлины / / Данилова А. Русские императрицы, немецкие
принцессы. Династические связи, человеческие судьбы. М.: Эксмо, 2007. С. 195-202.
3 Уваров С. С. Императрица Елисавета Алексеевна. Род. 13-го янв. 1779 г., ум. 4-го мая 1826 г. / Пер. Е. Б. Зубовой / / Русская
старина, 1884. Т. 41. № 1. С. 230.
4 Валлотон А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. С. 323.
5 Уваров Сергей Семенович, граф (1786-1855) - российский государственный деятель, министр народного просвещения, член
Российской академии, почетный член и президент Академии наук.
6 Уваров С. С. Указ. соч. С. 230.
7 Российский государственный исторический архив.
8 РГИА. Ф. 516. Оп. 1/28/1618. Д. 130. 1825-1826. 84 л.
9 Таганрогский Иерусалимский Греческий монастырь во имя Св. Троицы, св. благов. князя Александра Невского и св. Иоанна Зла-
тоуста (мужской) (обычно называемый Иерусалимский Александровский монастырь или Греческий Свято-Троицкий монастырь).
10 Фирсов А. И. Кончина императрицы Елизаветы Алексеевны в г. Белеве / / Нива. № 47. 1908 / / Белевские ведомости. Электрон-
ный ресурс. [Режим доступа: http://webcache.googleusercontent.com]
11 Штофреген Конрад Конрадович фон (1767-1841) - доктор медицины, лейб-медик, тайный советник.
История Петербурга. № 1 (65)/2012
предыдущая страница 27 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст