И
стория учреждении
ни, кладовые и многие помещения
Зимнего дворца были освобождены
от вещей бывших обитателей, они
использовались не для музейных
нужд, а сдавались в аренду разным
конторам. И это притом, что Музей
революции, обладавший огромной
коллекцией ценнейших экспонатов
(например, собранием западноевро-
пейской графики XVШ-XX веков)4,
все время жаловался на нехватку ме-
ста, а Эрмитаж, готовивший новые
экспозиции, не оставлял надежды
не только получить дополнительные
комнаты помимо уже отвоеванных
у Музея революции залов Невской
анфилады, но когда-нибудь вообще
выселить его из дворца. Пока же по
лестницам и переходам Зимнего
дворца сновала с бумагами «бодрая
масса служащих», а в комнатах, на
которые претендовали оба музея,
трудились работники «Средвол-
гостроя». Так стал называться в
1930-х годах образованный в 1926
году «Днепрострой», занимавший-
ся возведением Днепрогэса. Когда
в октябре 1932 года был запущен
первый агрегат станции, 10 октября
1932 года газета «Правда» опубли-
ковала поздравление И. В. Сталина,
обращенное к «ударникам Днепро-
строя, славным героям социалисти-
ческого строительства».
Не исключено, что работа над
проектом Днепрогэса шла в исто-
рических залах Зимнего дворца.
Строительство гидроэлектростан-
ции в Запорожье было полностью
завершено только в 1939 году. Она
стала крупнейшей в стране на то
время и навсегда осталась в истории
одним из символов достижений пер-
вых пятилеток. «Совучреждение»,
занимавшееся ее строительством,
воспел Демьян Бедный, писавший,
как известно, всегда на злобу дня.
В числе его газетных публикаций
1932 года под заголовками: «По-
клеп», «Радость и гордость наша»,
«Гвоздит», «Окомсомоленная Мо-
сква», «Про тары-бары растабары
одной белогвардейской гагары»,
есть и «Средволгострой».
На службу в Зимний дворец
ежедневно приходили работники и
других контор, подобных знамени-
тому «Геркулесу». Правда, сидели
они за своими рабочими столами
не в парадных залах, а ютились
в небольших комнатах первого и
третьего этажей. В довоенные годы
во дворце даже имели квартиры
некоторые из служащих музея.
Доподлинно известно, например,
что на антресольном этаже у Ко-
мендантского подъезда, в бывших
фрейлинских апартаментах жил
комендант музея Г. Кондуков с се-
мьей. «Временную жилплощадь»
в бывшей царской резиденции
предоставляли своим работникам и
конторы, арендовавшие помещения
у музея, о чем можно судить по пере-
писке Эрмитажа с арендаторами:
«Средволгострою. Тех. Часть.
Несмотря на неоднократные
напоминания об освобождении Вами
помещения в здании Д ворца ис-
кусств, в коем находит ся ваша
уборщица, последняя до сего времени
не выселена, в то же время к Гос.
Эрмитажу в связи с предстоящими
Октябрьскими торжествами предъ-
явлено от вышестоящих органов
требование об удалении всех посто-
ронних лиц, проживающих во Дворце
искусств, а посему Гос. Эрмитаж
самым решительным образом про-
сит принять все меры к переселению
вашего курьера (?) и освобождению
помещения в 2-х дневный от сего
числа срок.
Зам. директора по адм.-хоз. ча-
сти Громов. 21 октября 1933»5.
Судя по документам, хранящим-
ся в архиве Эрмитажа, «Средвол-
гострой» занимал довольно много
места во дворце - более двадцати
помещений на первом этаже в райо-
не Церковного дворика. О том, что
это первый этаж, говорят пометки,
касающиеся конкретных комнат, -
«плитный пол», «в помещении сло-
жена кирпичная печь местного ото-
пления». Каменные полы есть только
в подвалах и на первом этаже, да и
печь из кирпича вряд ли бы стали
делать на паркете. «В антресольных
комнатах (речь идет о еще не разо-
бранных деревянных конструкциях,
сделанных в дореволюционные годы
для хозяйственных нужд. -
А. К )
сде-
ланы досчатые перегородки с дверью
для кладовых».
Помимо учреждений, с 1932 по
1935 год в здании Зимнего дворца
располагалась даже Кавалерийская
школа Осоавиахима.
Тогда в стране не было, навер-
ное, человека, который бы не знал
значения этого слова. Сейчас же не
многие с ходу смогут ответить, что
оно означает, разве что припом-
нят сцену из известного фильма,
в которой Жеглов спрашивает у
выигравшего в лотерею товарища,
как тот собирается распорядиться
деньгами, и приводит ему в пример
сослуживца, сдавшего выигранный
им перед войной автомобиль в
Осоавиахим.
История Осоавиахима началась
еще в начале 1920-х годов.
Страна победившей революции
жила в окружении «империали-
стических хищников», и револю-
ционные завоевания должен был
защищать каждый. Понимая, что
силы Красной армии в этом деле
явно недостаточны, правительство
сделало ставку на сознательную
молодежь. Так, в марте 1923 года
была создана массовая организация
трудящихся - Общество друзей
Воздушного флота (ОДВФ ), в
1924-м образовалось Общество дру-
зей химической обороны и химиче-
ской промышленности - Доброхим
СССР. Через год после образования
Доброхим насчитывал уже около
1,3
миллиона членов. Так как обе
организации занимались примерно
одним и тем же, то на совместном
заседании их президиумов в мае
1925 года было принято решение об
их объединении. Созданное таким
образом оборонно-патриотическое
общество получило название Авиа-
хим СССР.
А 23 января 1927 года на со-
вместном заседании делегатов
Всесоюзного съезда Авиахима и
участников пленума Общества со-
действия обороне (ОСО) эти два
общества также объединились в
одно - в Общество содействия обо-
роне, авиационному и химическому
строительству - Осоавиахим.
Даже посуду выпускали с соот-
ветствующей символикой.
Слова популярной в предво-
енные годы песни «Если завтра
война, если завтра в поход.
..» не
были пустым звуком. По всей стране
работали десятки тысяч кружков, в
которых граждане изучали военное
дело - готовились в случае чего дать
отпор любому врагу.
Девиз Осоавиахима «Готов к
противовоздушной и противохи-
мической обороне» имел, на первый
взгляд, весьма отдаленное отноше-
ние к верховой езде, ведь члены
этой организации, как известно,
больше занимались планеризмом
и конструированием авиамоделей.
О главных целях Осоавиахима гово-
рят и брошенные в массы лозунги:
57
История Петербурга. № 1 (65)/2012
предыдущая страница 56 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст