И
стория учреждении
60
товарищами. В результате 14 ноября
Военно-революционный комитет
принял решение: караул в Зимнем
сменить, выделить для охраны
дворца группу надежных матросов, а
винные склады вновь замуровать.
«В Зимний прибыли балтийцы
и сразу по-хозяйски взялись за дело.
Вместе с красногвардейцами - кого
кулаками, кого пинками, кого руко-
ятками пистолетов и прикладами -
всю набившуюся в винные погреба
шантрапу и пьяниц из Зимнего
вышибли. Трудно сказать, надолго
ли, но подвалы очистили, а тут и
приказ подоспел: уничтожить запас
вина в погребах под Зимним двор-
цом. Принялись моряки за работу:
давай бутылки об пол бить, днища
у бочек высаживать. Ломают, бьют,
крушат.
.. Вино разлилось по полу
рекой, поднимается по щиколотку,
по колено. От винных паров голова
кругом идет, того и гляди очумеешь.
А к Зимнему чуть не со всего Питера
уже бежит разный люд: пьянчужки,
обыватели, просто любители пожи-
виться на даровщину. Услышали, что
винные склады уничтожают, и бегут:
чего, мол, добру пропадать? Того и
гляди опять в подвалы прорвутся.
..
Вызвали тогда пожарных.
Включили они машины, накачали
полные подвалы воды, и давай все
выкачивать в Неву. Потекли из
Зимнего мутные потоки: там и вино,
и вода, и грязь - все перемешалось.
Толпа между тем все густеет. Под-
ходят рабочие: правильно, говорят.
День или два тянулась эта история,
пока от винных погребов в Зимнем
ничего не осталось»13.
Также подлежали немедленному
уничтожению рассредоточенные по
разным частям города запасы спир-
та. Создавались районные комитеты
по борьбе с пьянством, пресекались
всякие попытки спекуляции вином
и водкой. Подстрекателей погро-
мов арестовывали, а за появление
на улице в нетрезвом виде даже
предавали военно-полевому суду.
В обращении «Ко всем гражданам
Петрограда» ВРК призвал всех жи-
телей города сообщать в Смольный о
нахождении винных складов или же
уничтожать их самовольно. Однако
эта мера оказалась недостаточной.
В декабре 1917 года Петроградский
совет создал особый комитет по
борьбе с погромами. Шестого числа
в городе было объявлено осадное
положение. Возле винных складов
были установлены пулеметы, а за
попытку погрома расстреливали без
предупреждения.
Помимо складов «Пролетария»
в это же время в Зимнем дворце
находился еще и склад ЛенОгиза
(объединение государственных
книжно-журнальных издательств
РСФСР). Казалось бы, что, кро-
ме бумаги, может хранить у себя
учреждение с таким названием?
Но и тут все было не так просто, и,
как водится, опять дошло до выяс-
нения отношений. Заподозрив не-
ладное (может быть, опять подвели
посторонние запахи), музейщики
попытались выяснить, в чем дело,
но получили отпор. 24 апреля 1933
года Эрмитаж обратился к руковод-
ству ЛенОгиза за разъяснениями. В
официальном ответе управделами
ЛенОгиза Лазаревича говорилось:
«На ваше отношение <.
..> сообщаю,
что в занимаемой нами части поме-
щений под бумажный склад пред-
полагалось сделать временно склад
под хранение продуктов <.
..> Поме-
щение будет заниматься только под
бумагу. За грубое отношение нашего
кладовщика с Вашим представите-
лем будет объявлен выговор тов.
Макарову - кладовщику и впредь
предупрежден о беспрепятственном
допуске Ваших представителей в за-
нимаемое нами помещение»14.
Вероятно, ЛенОгиз решил зата-
риться продуктами для своих нужд
и использовал для этого помещения
в Зимнем дворце. Дело в том, что в
1932-1934 годах значительно вы-
росли цены на продовольственные
и промышленные товары, распре-
деляемые по карточкам, и при этом
все больше товаров направлялось в
коммерческую сеть. С 1 января 1935
года были отменены карточки на
хлеб, а с 1 октября - на остальные
продукты питания. Отмена карто-
чек привела к еще большему росту
цен, причем на толкучках они были
в 8-10 раз выше, чем в магазинах,
в которых, впрочем, купить что-то
удавалось далеко не всем.
***
Перед революцией в гараже
Зимнего дворца имелось два де-
сятка автомобилей, был гараж и в
Царском Селе, где постоянно жила
царская семья.
В 1905 году Гофмаршальской
частью у немецкой компании
Daimler-Motoren-Gesellschaft было
закуплено пять «мерседесов», а в
1912 году DMG становится постав-
щиком двора Его Императорского
Величества.
К 1914 году у Николая II, по-
началу очень скептически относив-
шегося к новому виду транспорта,
образовался уже чуть ли не самый
большой автомобильный парк в
Европе. Любимое авто царя, - фран-
цузский «Делоне-Бельвиль» 1912
года выпуска, на тот момент - одно
Гараж.
Современное фото
История Петербурга. № 1 (65)/2012
предыдущая страница 59 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст