И
стория учреждении
66
Барон Людвиг Иванович Штиглиц
управляющим которого он был на-
значен. Тогда же Штиглиц ликвиди-
ровал свое частное банковское дело
и сосредоточился на меценатстве. На
его деньги в столице было возведено
огромное Училище технического
рисования с богатейшими художе-
ственными коллекциями и отличной
библиотекой. Ныне оно называется
Художественно-промышленная ака-
демия им. А. Л. Штиглица13.
Александру Людвиговичу фон
Штиглицу и уступила купленный
дом его жена Каролина. Три здания
на набережной, отныне находив-
шиеся в его единоличном владении,
банкир решил перестроить под
общий фасад в один импозантный
особняк, что в 1859-1862 годах
осуществил академик А. И. Кракау,
талантливый мастер эклектики,
который позднее на деньги барона
построил также Образцовый дет-
ский приют (Мастерская ул., 4).
С того времени начался новый
период в истории будущего велико-
княжеского дворца.
Резиденцию Штиглица Кракау
выстроил в модном стиле итальян-
ского Возрождения. Стены нижнего
этажа рустованы, верхнего - по-
крыты штукатуркой, имитирующей
тесаный камень. Окна бельэтажа
оформлены двухколонными пор-
тиками, портик с балконом над ним
имеет и центральный вход. Завер-
шает тяжеловесный фасад широкий
фриз с лепными украшениями.
Больше, чем фасад, зодчему удались
интерьеры.
Роскошно и стильно была убра-
на парадная анфилада второго эта-
жа, куда вела широкая, с верхним
светом, беломраморная лестница,
стены которой декорированы ко-
ринфскими пилястрами и скульпту-
рами. Анфилада, окнами на Неву,
начиналась с трехчастной Белой го-
стиной с кариатидами и аллегориче-
скими вставками кисти Ф. А. Бруни
в падугах. Тройной аркой гостиная
соединялась с высоким Бальным
залом. Его обрамляли каннелиро-
ванные колонны, в нем было много
золоченой лепнины, хрустальных
люстр и ценного паркета.
При входе в соседнюю прием-
ную стояли фарфоровые светиль-
ники, на стенах размещались два
больших пейзажа, мебель из карель-
ской березы дополняла убранство.
Мавританскую гостиную украшал
резной растительный орнамент,
золоченый и расписной; вдоль стен
были расставлены стулья и банкет-
ки наборного дерева. Эффектно вы-
глядела Голубая гостиная: плафон
«Амур и Психея», настенные, в
золоченых рамах панно из голубой
ткани, зеркала, стилизованная под
рококо мебель, беломраморный
камин.
Известным немецким живопис-
цам (Гансу фон Маре, Карлу фон
Пилоти, Моритцу фон Швинду, Ан-
сельму Фейербаху) были заказаны
несколько декоративных полотен,
которые гармонично сочетались
с пышной лепкой, разнообразной
мебелью и умело подобранным
настенным штофом и ткаными
драпировками.
Частные апартаменты на первом
этаже (особенно столовая, кабинет и
приемная) также поражали пышной
и дорогой отделкой. Она запечат-
лена в серии прекрасных акварелей
кисти Л. Премацци, исполненных в
1870 году.
Особняк барона-банкира стал
образцом эстетических вкусов,
свойственных в эти годы богатой ев-
ропейской и русской буржуазии14.
Поселившись в нем, Штиглиц
жил с женой на проценты с огром-
ного капитала. Их сын Людвиг
умер младенцем в 1843 году, но в
июне того же года супруги взяли
на воспитание подброшенную им
девочку, которая, по слухам, была
внебрачной дочерью великого князя
Михаила Павловича. Она получила
фамилию Июнева и вышла в 1861
году замуж за известного государ-
ственного деятеля А. А. Половцова,
которого князь В. П. Мещерский
назвал «блестящим временщиком
и волшебником-карьеристом»15.
К свадьбе Надежда Михайловна
от приемного отца получила в дар
особняк на Большой Морской ули-
це, 52 (ныне Дом архитектора) и
миллион рублей деньгами.
От отца Половцова унаследова-
ла имение с дачей на Парусинке, на
правом берегу Наровы, близ двух
принадлежавших Штиглицу ману-
фактур. Там барон проводил лето и
в построенной им Троицкой церкви
(ныне восстановлена и действует)
был похоронен.
После смерти Штиглица дом
на набережной был продан в 1887
году великому князу Павлу Алек-
сандровичу за 1,6 миллиона рублей,
вдвое дешевле, чем он обошелся
прежнему хозяину. Сразу после
покупки архитектору М. Е. Мес-
махеру было поручено обновление
жилых комнат в восточной части
великокняжеского дворца. Из них
на первом этаже сохранился каби-
нет с резным дубовым украшением
стен и потолка и со скульптурным
обрамлением камина.
На втором этаже поперечно-
го флигеля во дворе архитектор
Н. В. Султанов оформил в древнерус-
ском стиле домовую церковь. Идею
оформления подсказал великий
князь Сергей Александрович, брат
и лучший друг владельца дворца.
Как и Сергей, Павел Александрович
был глубоко верующим человеком.
Стилизованную утварь для хра-
ма сделала мастерская П. А. Овчин-
никова, часть привезли из Греции,
Великая княгиня Мария Павловна
с братом вел. кн. Дмитрием
История Петербурга. № 1 (65)/2012
предыдущая страница 65 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн следующая страница 67 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст