П
,
етербуржцы и петербурженки
8
жестоко страдала от неизлечимого
недуга19. Почт-директор Санкт-
Петербурга К. Я. Булгаков, сообщая
брату в Москву об этой печальной
новости, 18 марта 1827 года писал:
«У графа Кочубея умерла дочь.
.. -
это та, которая столько лет страждет,
которую возили и в Крым и в чужие
края для пользования; ничто спасти
не могло, как ударил роковой час.
Граф, графиня и целое семейство в
чрезвычайном огорчении. Она была
мила, добра, умна»20.
Утрата любимой дочери Анюты
явилась очередным и самым тяже-
лым ударом для стареющего и тя-
жело больного графа В. П. Кочубея.
О том, насколько он был привязан
к дочери и трепетно заботился о ее
здоровье, свидетельствует тот факт,
что граф дважды уходил со службы
ради сохранения жизни Анюты. Ро-
дители, казалось, все испробовали,
чтобы излечить дочь от тяжелого
недуга. До сих пор на Диканьщине
пересказывают легенду, связанную
с историей болезни младшей дочери
Кочубея. Якобы врачи посоветовали
Виктору Павловичу чем-нибудь не-
обычайным пробудить у угасающей
от болезни Анюты интерес к жизни.
Граф повелел посадить сиреневую
рощу, которая, по преданию, своей
красотой вызвала у приехавшей
в Диканьку больной неописуемое
восхищение, однако ненадолго21.
Вскоре после возвращения из-за
границы Анюты не стало, но со-
хранилась «Бузковая яма», которая
своей живописностью до сих пор
привлекает жителей Диканьки и
многочисленных туристов.
Рассказывая о семейной жизни
B. П. Кочубея в последние годы
его государственной деятельности,
важно заметить, что смерть младшей
дочери и рутинная заседательская
суета на службе не закрыли его дом
на Фонтанке, 16, для великосвет-
ских вечеров. Наоборот, с взросле-
нием сыновей жизнь светская стала
еще больше проникать в столичный
и загородный дома графа.
Здесь стала чаще появляться
шумная аристократическая моло-
дежь, которая своей молодостью
и артистическими талантами не-
редко развлекала великосветское
общество. В то время по инициативе
вожака столичной молодежи, пев-
ца, рассказчика и балагура князя
C. Г. Голицына в домах вельмож ста-
ли устраиваться спектакли, извест-
ные под именем шарады в действии,
что считалось тогда последним
словом изящной новизны. Один из
них состоялся 27 апреля 1827 года, в
доме графа, в день назначения Вик-
тора Павловича председателем Госу-
дарственного Совета. В спектакле
«Дон Жуан» на сей раз участвовало
более двадцати пар. Роль Донны
Анны исполнил будущий известный
композитор М. И. Глинка. Он был в
женской одежде и женском парике
с распущенными волосами, что при
его небольшом росте представляло,
по воспоминаниям современников,
довольно забавную фигуру, но пел
голосом контральто очень хорошо.
Руководителем танцевальной груп-
пы выступал знаменитый в то время
балетмейстер Огюст, музыкальное
сопровождение осуществлял ор-
кестр богача Всеволожского. Пред-
ставление закончилось танцами.
Дом В. П. Кочубея был всегда
открыт и для старшего поколения
столичного общества и продолжал
славиться своим гостеприимством,
пышными торжествами и в конце
20-х - начале 30-х годов. Как уже
отмечалось, танцевальные вечера в
кочубеевском доме с большим удо-
вольствием посещала императрица
Александра Федоровна со своим
супругом, императором Николаем
Павловичем. Порой такие посе-
щения являлись неожиданностью
для хозяина дома. К. Я. Булгаков
писал к брату Александру в Москву
21 января 1827 года: «Вчера <.
..>
неожиданно для графа Кочубея го-
сударь и государыня изволили удо-
стоить его бал своим присутствием
и оставаться на нем почти до двух
часов. Оба были веселы и пленили
всех собою и своею милостью». Спу-
стя две недели, 4 февраля 1827 года
К. Я. Булгаков извещал брата о том,
что вчерашний бал графа Кочубея был
также прекрасный и также удостоен
присутствия государя, государыни и
великого князя с великою княгинею.
Их величества и высочества пробыли
до двух почти часов и всех восхищали
своею ласкою и милостями. Наконец,
14 февраля 1827 года К. Я. Булгаков
сообщил брату в Москву о том, что
«“похоронили” <.
..> карнавал у графа
Кочубея, где был государь, государы-
ня и Михаил Павлович. Начался день
танцами в два часа, затем был обед,
а после опять танцы до полуночи.
Императрица не изволила уезжать
во весь день»22.
Дом Кочубея продолжал оста-
ваться средоточием встреч инте-
ресных людей, культурных и музы-
кальных увеселительных вечеров
и в последующие годы. «Вечером
9 января 1829 года был я на пол-
часа у графа Кочубея, где множе-
ство народа собралось», - писал
К. Я. Булгаков брату в Москву23.
Казалось, что на фоне блиста-
тельных балов и танцевальных ве-
черов, нередко с участием царской
фамилии, в этот известнейший дом
столицы снова пришло время счаст-
ливой, размеренной великосветской
жизни. Но так выглядело лишь
со стороны. Его домочадцы про-
должали испытывать новые удары
судьбы. В. П. Кочубей, никогда не
отличавшийся хорошим здоровьем,
с потерей любимой дочери стал
часто болеть. Участившиеся при-
ступы старых недугов каждый год
стали длиться по несколько недель
и даже месяцев. Только в 1829 году
Кочубей проболел в общей слож-
ности пять месяцев (с конца 1828
по март 1829 года; с 27 октября по
18 декабря 1829 года)24. В феврале
1831 года графа Кочубея поразил
приступ болезни во время заседания
Государственного Совета, и больной
несколько недель был прикован к
постели25. В последний год своей
жизни Виктор Павлович посто-
янно болел. «Князь Кочубей было
занемог, однако же <.
..> сегодня
ему лучше <.
..> опять поднялась
подагра, - сообщал К. Я. Булгаков
брату в Москву. Он же в письме к
брату 26 февраля, рассказывая о
балах в столичных домах вельмож,
замечал, что в воскресенье малень-
кий бал в Аничковом дворце, так как
«князь Кочубей еще не здоров и не
может дать обыкновенного своего
танцевального дня»26.
День святой Пасхи в 1834 году
выпал на 22 апреля. В этот день на-
ступило 16-летие наследника пре-
стола цесаревича великого князя
Александра и в церкви Зимнего
дворца должно быть совершено мо-
лебствие митрополита Серафима в
присутствии царской семьи и знати
столицы. Великий князь Александр
Николаевич сначала должен был
принять присягу в качестве на-
следника престола, а затем в звании
военнослужащего.
Во время торжественной цере-
монии император Николай I пору-
чил внести в церковь дворца царские
История Петербурга. № 1 (65)/2012
предыдущая страница 7 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №65 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст