еизвестное об известном
10
роль духовной составляющей в про-
цессе закрепления за государством
присоединенных земель. Хорошо
помнили об этом и преемники
основателя Российской империи.
Недаром императрица Анна Ио-
анновна (1730-1740), извещенная
о крайне тяжелых последствиях
июньского (1738) пожара в Вы-
борге, не замедлила, помимо раз-
нообразных льгот для города, особо
пожаловать собору 1000 рублей16.
Однако к концу XVIII века глав-
ным местом православных бого-
служений стала новопостроенная
Спасо-Преображенская церковь,
а собор, горевший еще раз в 1793
году, оставался покинутым всеми до
тех пор, пока в нем не разместили с
1808 года хлебный склад военного
ведомства. Приспособление под
складские нужды сильно исказило
облик здания, ибо привело к потере
высокой кровли и сводчатых пере-
крытий17.
Прекратив отправление бо-
гослужебных функций, бывший
храм расстался и со статусом места
вечного упокоения, коим обладал
практически с момента постройки.
В те времена, да и вообще при шве-
дах, внутри под полом хоронили
преимущественно именитых пер-
сон, таких, например, как пастор
Клаудиус Теслеф, бургомистр Ханс
Грелл, майор Рейнгольд фон Эссен
и, наконец, создатель финской
письменности епископ Микаэль
Агрикола18. Исчерпывающими объ-
яснениями столь печального факта
служили, с одной стороны, состав
церковной общины (магистрат,
купцы, богатые ремесленники с
семьями) и, с другой, чрезвычай-
ная дороговизна похорон, в осо-
бенности для лиц, в общину не
входивших. Избранность круга
погребавшихся здесь сохранилась
и в православную бытность храма, о
чем свидетельствуют состоявшиеся
в 1750 году похороны отца вы-
дающегося русского ученого-агро-
нома А. Т. Болотова, полковника
Т. П. Болотова19. Наличие могил
явно противоречило сложившейся
обстановке, вследствие чего останки
покойных перезахоранивались.
Хотя склад просуществовал в
стенах святилища целое столетие,
смирились с этим противоестествен-
ным положением далеко не все.
В итоге командир 8-го Финлянд-
ского стрелкового полка полковник
В.
Киреев и священник того же
полка иерей Николай Крестовоз-
движенский выдвинули в 1909 году
предложение о передаче старинного
здания под полковую церковь20.
Будучи поддержанной представи-
телями духовной и светской власти
автономной Финляндии, к которой
относился Выборг, инициатива удо-
стоилась не только формального
одобрения, но и субсидии в 6000
рублей из российской казны. К ка-
зенным средствам добавился поток
частных пожертвований, что в сово-
купности образовало 70-тысячный
капитал для покрытия издержек на
необходимую реконструкцию21.
В ходе развернувшихся работ
здание обзавелось бетонным по-
лом и поддерживавшими кровлю
19 оштукатуренными колоннами
из кирпича. Страховкой от духоты
служил поднятый выше потолок,
но память о его прежнем уровне
сохранялась в виде декоративного
карниза на стенах. В западной ча-
сти помещения появились хоры,
ранее там не существовавшие, а в
восточной —
три алтаря с ведущей
к ним лестницей из пяти ступеней.
Устроенный в честь Рождества
Христова и св. апостолов Петра
и Павла средний алтарь вместе с
одним из приделов воздавал, надо
полагать, дань уважения местной
православной традиции, тогда
как другой придел, посвященный
святителям Василию Великому,
Григорию Богослову и Иоанну
Златоусту, явно символизировал
будущее, ибо именно в честь назван-
ных святителей состоялось 3 ноября
1913 года торжественное освящение
восстановленного храма22. Так на-
чался новый этап его биографии
в качестве полковой церкви 8-го
Финляндского стрелкового полка,
квартировавшего в расположенных
неподалеку старинных казармах
на Екатерининской (Крепостной)
улице23. Однако вступившая вскоре
в свои права эпоха великих потря-
сений резко изменила казавшиеся
незыблемыми жизненные реалии.
Прежде всего разразившаяся ле-
том 1914 года Первая мировая война
увела на театр военных действий
финляндских стрелков. Больше в
Выборг они не вернулись, поскольку
революционные события 1917 года
разрушили вслед за Российской
империей и ее армию24. Иной стала
и Финляндия: пережив сразу после
провозглашения независимости
ожесточенную гражданскую войну
(январь-май 1918 года), страна из-
брала путь самостоятельного раз-
вития. Как водится при подобном
стечении обстоятельств, молодое
государство откровенно тяготилось
наследием недавнего прошлого, по-
этому полковой храм не замедлили
закрыть ради скорейшего превраще-
ния в евангелическо-лютеранскую
гарнизонную церковь25. Впрочем,
самое страшное произошло позднее,
когда массированный удар совет-
ской авиации на завершающем этапе
войны 1939-1940 годов оставил от
святилища одни лишь дымящиеся
развалины. С тех пор, то есть с пе-
чально памятного дня 18 февраля
1940 года, старый кафедральный со-
бор Выборга пребывает в руинах26.
Сложившееся уже впечатление
вряд ли окажется исчерпывающим,
если умолчать о разработанных в
советское время проектах обустрой-
ства руин. А они, между тем, при-
мечательны не только известным
размахом, но и разнообразием под-
ходов к решению проблемы. Так, ар-
хитектор Б. И. Соболев предложил
возвести на месте храма Центр эсте-
тического воспитания, особо огово-
рив наличие там художественной
школы и театральной сцены. Другой
проект предусматривал создание
краеведческого центра, причем
собору в таком случае предстояло
принять в свои стены экспозицию,
отражавшую историю взаимодей-
ствия трех ветвей христианства на
выборгской земле27. Выбору какого-
либо замысла для последующей
реализации воспрепятствовали
финансовые и в особенности идео-
логические соображения тогдашних
носителей власти.
В последние годы опять ожи-
вилась деятельность, призванная
хоть сколько-нибудь изменить
участь собора. Наиболее замет-
ными признаками этого являются
археологические исследования со-
борной территории и размещение
на северной стене руин пластиковой
доски, надпись на которой сообщает
о былой жизни здания. На очереди,
судя по всему, консервация уцелев-
ших конструкций, а следовательно,
рождение в Выборге культурного
объекта под открытым небом, напо-
минающего римский Колизей. Вот
только приемлема ли подобная пер-
спектива для святого места, да еще в
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 9 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст