еизвестное об известном
Михаил Николаевич (1832-
1909) - младший сын Николая I.
В 1851 году полковник, с 1878 года -
генерал-фельдмаршал, наместник
на Кавказе в 1862-1881 годах, при
Александре III председатель Госу-
дарственного Совета.
Константин Николаевич (1827-
1892)
- второй сын Николая I, в
1851 году - генерал-адмирал, пред-
седатель Государственного Совета
при Александре II.
Николай Николаевич (1831-
1891) - третий сын Николая I, в
1851 году полковник, с 1860 года -
инженер-генерал, с 1878 года -
генерал-фельдмаршал.
В 1914 году в Петербурге на Ма-
нежной площади великому князю
Николаю Николаевичу был уста-
новлен памятник (в 1919 году -
снесен).
Пятый из стоящих персон -
принц Вильгельм Прусский, второй
сын прусского короля Фридриха
Вильгельма III, с 1861 года - прус-
ский король. В 1871 году он стал
императором Германской империи.
Принц Вильгельм - родной брат
жены Николая I. Его внук Феликс
Феликсович Сумароков-Эльстон
получил титул князя и фамилию
Юсупов; от него идет женская
родословная линия современных
Юсуповых, правда изменивших
фамилию после замужества.
Шестой на горельефе - импера-
тор. Седьмой - великий князь Алек-
сандр Николаевич (1818-1881),
наследник, будущий император
Александр II.
В 1851 году он был уже гене-
ралом от инфантерии, командиром
гвардии и начальником военно-
учебных заведений.
Восьмой - граф В. Ф. Адлерберг
(1791-1884), министр император-
ского двора, член Государственного
Совета.
Девятый - граф П. А. Клейн-
михель (1793-1869) - Главно-
управляющий путей сообщения и
публичных зданий. Он возглавил
Ведомство путей сообщения в 1842
году и отвечал перед императором за
строительство железной дороги.
Десятый - принц Людвиг Гес-
сенский, сын Великого герцога
Гессенского Людвига III, внучатый
племянник жены Александра II
Марии Александровны, дочери
Людвига II.
Одиннадцатый - граф (с 1856
года князь) Алексей Федорович
Орлов (1786-1861), шеф жандармов
и начальник III Отделения, с 1856
года - председатель Государствен-
ного Совета.
Двенадцатый - инженер путей
сообщения Павел Петрович Мель-
ников (1804-1880), выпускник
института 1825 года, профессор
прикладной механики, начальник
Северной дирекции по строитель-
ству железной дороги (автор про-
екта, вместе с Н. О. Крафтом), с 1862
года Главноуправляющий, а с 1865
года - министр путей сообщения.
Тринадцатый - инженер путей
сообщения (выпуска 1841 года) Дми-
трий Иванович Журавский, автор
проекта и организатор строительства
Веребьинского моста (по его проекту
и с его участием в 1858 году возведен
металлический шпиль колокольни
Петропавловского собора в Петро-
павловской крепости). Девятипро-
летный деревянный Веребьинский
мост длиной 490 м, высотой 50 м над
уровнем воды Веребьинского оврага
был построен в 1850-1851 годах.
19
августа 1851 года (еще до
официального открытия дороги)
из Петербурга в Москву выехал
императорский поезд. Инженер
путей сообщения В. В. Салов в своей
статье «Начало железнодорожного
дела в России», опубликованной
в 1899 году, писал: «Перед всяким
большим мостом императорский по-
езд останавливался. Государь со сви-
той выходил из вагона, спускался к
реке и оттуда любовался проходом
поезда по мосту. На Веребьинском
овраге мост был построен на крутом
уклоне - 7,8 градусов.
Машинист паровоза Бартнер
и находившийся с ним америка-
нец Уайненс (владелец паровозо-
строительного завода - бывшего
Александровского механического
завода, перешедшего под управле-
ние Ведомства путей сообщения)
вынуждены были выйти из паровоза
и проверить, почему после входа
на мост паровоз не мог привести
в движение поезд. Оказалось, что
к приезду императора рельсы на
мосту покрасили черной масляной
краской. Пришлось посыпать рель-
сы золой и песком. Поезд, пройдя
мост, остановился, все стали выхо-
дить, чтобы спуститься к оврагу по
специальной лестнице, построенной
вдоль берегового устоя моста, и
разместиться на пешеходном мосту
через Веребью.
Осмотром моста Николай I
остался доволен».
Неслучайно два выдающихся
инженера путей сообщения - Мель-
ников и Журавский - запечатлены
на пьедестале памятника импера-
тору, открывшему путь железным
дорогам России.
К этому надо добавить, что к
возведению памятника имеют непо-
средственное отношение инженеры
путей сообщения В. Д. и М. Н. Ев-
реиновы. Их деятельность на благо
Отечества достойна восхищения.
Использованная литература:
1. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных
лиц. СПб., 1860.
2. Сокол К. Монументальные памятники российской империи. Каталог. М., 2006.
3. Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007: Иллюстрированная энциклопедия.
СПб., 2007.
13
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 12 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст