П
.
етербуржцы и петербурженки
А.
Ю. Мудрое
14
Среди тех, кто сегодня опреде-
ляет лицо изобразительного искус-
ства Санкт-Петербурга, не заметить
Михаила Кудреватого невозможно.
И большие городские смотры -
«академические» и «союзовские»,
и показы произведений в Москве
и за рубежом, а также почти трид-
цатилетний опыт преподавания в
Институте живописи, скульптуры и
архитектуры им. И. Е. Репина - та-
кова творческая практика Михаила
Георгиевича Кудреватого.
Живописец, художник-мону-
менталист, рисовальщик, главным
объектом своего творчества он
сделал родной город, страницы
его истории, людей. Ленинградец-
петербуржец по рождению и не в
первом поколении, он «прикипел»
к родному городу.
Профессию Михаил Кудрева-
тый постигал в имеющей богатые
традиции Ленинградской СХШ
(средней художественной школе,
ныне - Лицей) при Репинском
институте, а затем - в самой «Акаде-
мии», как величали всегда институт.
Заканчивал институт Михаил по
мастерской монументальной живо-
писи профессора А. А. Мыльникова.
У знаменитого академика Михаил
Кудреватый и стажировался в твор-
ческой мастерской монументальной
живописи Академии художеств
СССР. Среди его педагогов и дру-
гие известные мастера - А. Л. Ко-
ролев, В. А. Горб, И. П. Веселкин,
В. С. Песиков.
Дипломной работой художника
было мозаичное панно «Народо-
вольцы» (1981) для Музея-крепости
«Орешек», или Шлиссельбургской
крепости, в XVIII - начале ХХ
столетия служившей политической
тюрьмой Российской империи. Ком-
позиция выполнена в торжественно-
монументальном ключе. Даже с
позиций сегодняшнего дня, когда
революционные события в России
исторической наукой и государствен-
ной идеологией трактуются отлично
от установок 1980-х годов, работу
М. Кудреватого можно рассматри-
вать как удачную творческую попыт-
ку отразить с большой художествен-
ной силой цельность характеров,
стойкость и убежденность в право-
те своего дела революционеров-
народовольцев, навязывавших свой,
казавшийся им единственно верным,
путь развития России во второй по-
ловине XIX века.
Историческая тема в творчестве
художника начала преобладать уже
в середине 1980-х годов. Волнующи-
ми темами стали для него перелом-
ные моменты истории России конца
XIX - начала XX столетия.
В 1985 году художник написал
большое полотно «Декрет о мире».
Тема эта не была нова в советской
живописи. (Публичное объявление
ленинских декретов, их «гром-
кая читка», обсуждение рабоче-
крестьянскими или воинскими
«революционными массами» - чаще
всего именно такие патетические,
развернуто-повествовательные
сюжеты воплощались художника-
ми). Сюжетно картина Михаила
Кудреватого читается, безусловно,
как трагическое повествование о
времени революции и Гражданской
войны. Несколько бойцов рус-
ской армии, воткнув штык в землю
(в одной группе), в другом случае -
превратив штык в древко флажка,
и с ними - сестра милосердия
пытаются продемонстрировать
листовку (или газету) с Декретом
о мире противостоящей военной
силе - невидимым зрителями сол-
датам из окопов напротив. Лица
всех персонажей напряжены. Ра-
дость момента отсутствует. Xотя,
казалось бы, что есть лучше в мире,
чем сам мир?! Заснеженное поле с
окопом на горизонте заканчивается
изображением храма, еще не разру-
шенного. Русская история - русская
трагедия.
В Царском Селе.
1990 г. Холст, масло
К трагическим темам русской
истории ХХ столетия художник об-
ращался неоднократно. В 1990 году
он написал полотно «В Царском
Селе», в котором попытался при-
поднять завесу над историческими
событиями и персонажами, которые
до сих пор вызывают жаркие споры
и неоднозначные оценки. Действую-
щими лицами полотна являются
венценосные супруги, наследник
престола и Григорий Распутин.
Последний вступает в воду царско-
сельского пруда с юным царевичем
на плечах. Фигура неистового
«старца» полна энергии, в отличие
от безучастного, отстраненного
ребенка. Перспектива картинного
пространства уходит вдаль и за-
мыкается Камероновой галереей.
Николай II в военном мундире, с
орденской лентой, императрица - в
легком платье и боа, рядом - под-
жарая собака, оглядывающаяся на
них. Безвольная пара, в руки кото-
рой была отдана огромная империя,
изображена на фоне природы. Каза-
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 13 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст