П
.
етербуржцы и петербурженки
16
Вознесенский проспект.
2001 г. Холст, масло
легендарное и героическое. Это
один из символов города и несги-
баемости духа горожан. Несмотря
на артобстрелы и бомбардировки, он
передвигался по городу и доставлял
рабочих на заводы, на оборонные
работы, подвозил музыкантов, под-
держивающих дух блокадников.
.. На
фоне красных всполохов от горящих
зданий, рвущихся бомб и снарядов,
яркого света прожекторов, по про-
мерзшему городу с застывшими
зданиями торжественной архитек-
туры, кажущимися призрачными,
но в то же время - нерушимыми,
«вечными», движется трамвай. Он
наполнен людьми изможденными,
но сильными духом, убежденными в
своей победе, готовыми отдать за нее
все свои силы. Такие же люди, стой-
кие и непоколебимые, ждут при-
бывающий трамвай.
.. Таков сюжет
полотна Михаила Кудреватого.
Делая героями своих полотен
как исторические, так и безвестные
персонажи, чаще всего жившие и
творившие в Петербурге, художник
особое пристрастие испытывает к
самому городу. Даже если это жан-
ровые и портретные композиции.
«Дворцовая набережная» (1994):
бурные волны Невы не дают при-
чалить лодке у набережной. Не
очень значительная сценка вместе
с тем определяется художником как
удачная возможность развернуть
панораму Дворцовой набережной
и части Невы осенью, с обычны-
ми для Петербурга порывистыми
ветрами, продуваемыми набереж-
ными, бурной Невой, подчеркнуть
величественный облик Невской
столицы.
«Бабье лето» (1992): счастливые
петербуржцы на набережной Мойки
у дома с кариатидами, ставшими
одним из петербургских символов,
панорамный вид, замыкаемый ку-
полом Исаакия. «Кафе на Невском»
(2008): бытовая сценка, прием за-
каза в кафе Дома книги и окутан-
ный дымкой дождливого воздуха
«картинный вид» уходящего вдаль
Невского проспекта с доминантой -
башней Городской думы.
Петербургские набережные,
берега рек и каналов очень часто в
творчестве художника становятся
«площадками» событий. «Дождь на
Невском» (2000), «Аничков мост»
(2000), «Троицкий мост» (2002) -
городские пейзажи, в которых ар-
хитектурная гармония уникального
города удачно сочетается с проявле-
ниями современной жизни. Бурная
жизнь Петербурга не определяет
ритм тех районов исторического
центра города, в которых творит
и живет художник. Современная
жизнь, ее ритмы художником рас-
сматриваются в его индивидуальном
творческом ключе. В них отсутствует
драматизация, свойственная истори-
ческим полотнам живописца. Даже
сосредоточенные лица ленинград-
цев, едущих в «час пик» в троллейбу-
се («Осенний мотив», 1986), лишены
угрюмости или раздраженности.
А просветленное лицо пришедшего
на свидание юного моряка («Уволь-
нение на берег», 1986), прячущиеся
под зонтами на остановке горожане
(«На остановке», 1985), готовящая-
ся к экзаменам студенческая пара с
коляской на фоне «звонкого» пей-
зажа невской панорамы («Молодая
семья», 1985), возвращающиеся
не то с экзамена, не то со студен-
ческой пирушки молодые люди у
крылатых львов «хрестоматийного»
Банковского моста («Студенты»,
1987)
- все полно жизни. Жизни осо-
бой, ленинградской-петербургской,
проходящей не столько на фоне или
в пространстве города, а являющей-
ся самой его плотью, существом.
Ленинградцы-петербуржцы - часть
этой самой пейзажной «ткани»,
из которой их никак невозможно
«вычленить».
В отдельную группу следует
выделить панорамные пейзажи,
выполненные «с городских крыш».
Их образный строй объединяет
кисть художника-монументалиста.
Иногда ловишь себя на мысли, что
эти станковые работы чаще всего не
очень больших, средних размеров
могли бы быть фрагментами круп-
ных монументальных росписей.
«Белая ночь» (1994), «Хранители
города», «Вознесенский проспект»
(обе - 2001), «Невский проспект»,
«Исаакиевская площадь», «Хра-
нитель города», Дворцовый мост»
(все - 2002). В них - стремление
вникнуть в самую глубинную суть
неповторимости, таинственности,
даже мистического смысла города,
который остается загадкой для
самых гениальных мастеров ис-
кусства и литературы. Постижение
характера Великого города - это,
думается, постоянная творческая
задача художника.
Даже путешествуя, Михаил
Кудреватый в облике европейских
городов пытается разглядеть черты,
роднящие их с любимым городом,
найти похожесть в мотивах, в ра-
курсах. Таковы пейзажи Парижа,
Венеции, Флоренции, Рима (2000,
2006, 2007).
Пейзажи России - отдельная
страница творчества художника.
Российская глубинка хорошо из-
вестна художнику, в особенности -
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 15 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст