П.
етербуржцы и петербурженки
22
О такой замечательной лич-
ности, как комиссар А. И. Рае-
ва, публикаций нет. Работая над
темой, мы столкнулись с тем,
что биографические сведения о
А. И. Раевой (Раппопорт) в архивах
имеют фрагментарный характер.
Предположение о том, что она
была репрессирована и поэтому до-
кументы изъяты, не было лишено
оснований ввиду того, что в партии
большевиков она находилась с 1903
года, была лично знакома с многи-
ми ее основателями, участвовала в
революционной борьбе, занимала
ответственные посты и т. д. Для ис-
следования доступны были лишь
архивные материалы о деятель-
ности Петроградского комисса-
риата по делам национальностей,
которые могли охарактеризовать
личность А. И. Раевой через при-
зму работы учреждения, которым
она руководила несколько лет. Дела
личного состава руководителей со-
ветских и партийных органов власти
Петрограда-Ленинграда длитель-
ное время были засекречены.
В данной статье мы попытаемся
охарактеризовать А. И. Раеву как
преданного делу революции боль-
шевика, партийного функционера
и советского чиновника, обыкновен-
ного человека, жизнь которой была
целиком подчинена общественным
интересам трудящихся разных
национальностей Российского го-
сударства. Масштабность фигуры
настолько велика, что в рамках ста-
тьи не представляется возможным
в полном объеме охарактеризовать
многогранную деятельность и лич-
ность А. И. Раевой (Раппопорт), ко-
торая в беззаветном служении делу
революции на всех постах всегда
оставалась комиссаром в высоком
значении этого слова.
Формирование революционной
биографии А. И. Раевой было ти-
пичным для еврейской молодежи,
которая из небольших местечек
черты оседлости стремилась уехать
в крупные города Российской им-
перии в поисках лучшей жизни,
получения образования.
Раева Анна Ивановна (Раппо-
порт Хана Янкелевна - Мовшевна)
родилась 5 мая 1881 года (в некото-
рых анкетах указан 1882) в бедной
еврейской семье в г. Городке Витеб-
ской губернии3.
Дед и отец, как Хана писала в
анкете, были «людьми свободной
профессии - учителями (меламе-
дами) начальной школы (хедера).
Отец, будучи учителем старого
“закала”, объяснял хорошо Библию
и Талмуд, доказывая, что Моисей и
другие пророки были первыми со-
циалистами, поэтому он им симпа-
тизировал. С уважением относился
к декабристам»4. Мать была религи-
озной, и на этой почве между роди-
телями были споры. Впоследствии
в личном листке Всероссийской
переписи членов ВКП(б) 1922 года
на вопрос «имеете ли какие-либо ре-
лигиозные верования, убеждения?»
- отвечала отрицательно5. В семье
был еще младший брат. Девочка в
пять лет бегло читала Библию на
еврейском языке, а с восьми лет уже
пыталась ее толковать. К десяти го-
дам окончила трехклассное русское
городское училище. Отец болел,
на продолжение обучения средств
не было, да и в Городке не было
гимназии, поэтому брала уроки у
дачников - студентов. Впослед-
ствии экстерном сдала экзамены
за семь классов гимназии. Вскоре
отец умер. Мать должна была со-
держать двух детей, поэтому Хана
в 12 лет была отдана на обучение
белошвейному ремеслу. Четыре
года девушка училась профессии
белошвейки и работала на магазин,
то есть с 16 лет жила своим трудом
(общий стаж работы по профессии
составил 10 лет).
В 1898 году семья переехала в
Витебск. Хана устроилась на работу
в белошвейную мастерскую, чтобы
содержать мать и брата, а по вечерам
вместе с другими молодыми работ-
ницами посещала курсы самообра-
зования и собрания, проводившиеся
еврейской рабочей партией «Бунд»,
к которой она примкнула в 1901
году. По воскресным и выходным
дням участвовала в массовках за
городом, на которые собиралась
молодежь по 30-40 человек. Они
читали статьи Герцена, спорили на
общественные темы.
В 1902 году за участие в перво-
майском празднике, проведенном в
губернаторском саду, впервые была
арестована и отсидела три месяца в
Витебской тюрьме. После тюрьмы
ее уволили из мастерской с «вол-
чьим билетом», и по сговору хозяев
мастерских девушка нигде не могла
получить работы, как и остальные
активные участники маевки. Семья
голодала.
В 1903 году Хана вынуждена
была уехать на заработки в Петер-
бург к подруге, которая училась на
акушерских курсах. Устроиться в
столице было очень сложно: не было
денег, а при отсутствии у еврейки
необходимых документов на право
жительства в столице снять квар-
тиру не удалось. На курсы девушку
тоже не принимали из-за отсутствия
аттестата об образовании. Для
устройства на работу по профессии
также не было рекомендательных
писем и патентов от хозяев бело-
швейных мастерских, в которых она
работала, так как аресты и тюрьма
исключили возможность их полу-
чения. Хане пришлось вернуться в
Витебск, где она поступила на крат-
косрочные акушерские курсы при
еврейской больнице города. Закон-
чив их, она получила диплом, давав-
ший ей право жительства в столице.
В 1903 году девушка вновь уехала в
Петербург и нанялась в белошвей-
ную мастерскую. Акушеркой - «по-
вивальной бабкой», как называлось
ее занятие в документах охранного
отделения - она никогда не рабо-
тала. Была белошвейкой, репети-
тором, корректором и редактором
в газете и журнале, а по партийной
«специализации» пропагандистом
среди рабочих ремесленных мастер-
ских преимущественно на террито-
рии 2-го городского района.
В столице молодая революцио-
нерка сразу попала в гущу дискус-
сии между большевиками и мень-
шевиками и, поскольку со многими
идеями Бунда, в котором состояла
до 1903 года, была не согласна, то
поэтому сразу же после II съезда
РСДРП примкнула к ее левому кры-
лу - «искровцам», вступив в 1903
году в партию большевиков6.
В 1904 году Хана смогла орга-
низовать забастовку шапочников
и башмачников в Городском и
Лесновском районах Петрограда, в
результате которой удалось добить-
ся повышения зарплаты и отмены
работы по воскресным и празднич-
ным дням, которая тогда велась
под видом «окончания» заказов и
обещаний хозяев получить чаевые
мастеровым. Эта победа подняла
настроение работников, но к концу
1905 года повышенные тарифы
были отменены.
В апреле 1905 года она была
арестована на собрании пропаган-
дистов на Васильевском острове.
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 21 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст