Г
ород далекий и близкий
«дорогая В.Э., едва вырвался, чтоб повидать Вас, к сожалению,
не застал. Собирайтесь лучше ко мне в Версаль
155, Bd de la Reine
13/VI11925
КПВ»
этажное здание с плоским унылым
фасадом, правда, оно расположено
на той же улице, что и Версальский
дворец (участок под номером 1).
Любопытно и другое - из записки
на визитной карточке ясно, что
Петров-Водкин сам искал «В. Э.»,
возможно, хотелось встретиться
с прошлым, так неожиданно и на-
всегда ушедшим из Ленинграда.
Адрес в Париже был известен ему.
Каким образом? Ведь Варвара Эми-
лиевна уехала из Петербурга вместе
с мужем в Новороссийск, затем
эмигрировала в Константинополь,
потом жила в Белграде. В Париже
стала бывать, по словам ее дочери
Ирины, с 1924 года.
Окончательно в Париж Варвара
Эмилиевна приехала, судя по доку-
ментам, из Чехии. Дата прибытия
в Чехию из Югославии указана в
бумаге Министерства иностранных
дел Чехословенской республики
(так написано латиницей) как 7 ли-
стопада (ноября) 1922 года, фами-
лия записана как Zozulina. Варвара
Эмилиевна служила учительницей
рисования в Русской реальной
гимназии в Моравской Тржебове.
В справке директора гимназии
(№ 592 от 11 апреля 1927 г.) указа-
ны даты: с 1 октября 1922 года по
31 августа 1926 года и приведено
такое написание фамилии: Zozo-
иііпе. Русская гимназия занимала
несколько двух- и одноэтажных
зданий. Ученики жили в больших
общих комнатах (дортуарах) и
спали на простых койках. В классе
было по 15-20 учеников. На одной
из фотографий запечатлена группа
из 33 русских учителей.
Регистрационная справка
№ 7434 префектуры полиции Па-
рижа от 21-3-1928 фиксирует дату
иммиграционного въезда Варвары
Эмилиевны (1-7-26), адрес (7 rue
Chernov.
..) и профессию - художни-
ца (artiste peintre). Пропись фами-
лии - Zozulina. Так же выглядит ее
собственноручная подпись. Потом в
обиход вошло разговорное Zozouline
и Zouzouline.
В Париже жизнь для нее была
трудной, малообеспеченной. При-
знанным успехом явилось участие
в 1938 году в ежегодной выставке
художников и создание серии иллю-
страций к произведениям Марселя
Пруста. Одна из картин на выставке
1938 года - «Мать и дитя». Эта же
тема по-иному повторена ею позже.
Но, конечно, обе вещи совсем иные,
нежели известная картина Петрова-
Водкина 1927 года, просто это из-
вечный сюжет.
Петров-Водкин после Парижа
только один раз был за пределами
СССР - в Венеции на выставке
своих работ в 1928 году. С начала
1930-х он чувствовал себя все хуже,
его неожиданная болезнь (туберку-
лез) прогрессировала. Дочь писала:
«Весной 1933 года у отца наступает
новое обострение, он едет в Мо-
скву на обследование. Потом стал
просить право поехать лечиться во
Францию». Ему настойчиво предла-
гали лечиться в Кремлевской боль-
Любительское фото
Петрова-Водкина
Записка на обороте этого фото:
Петровъ-Водкинъ
покончилъ
самоубиютвомъ
при совЪтахъ
33
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 32 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст