нице, в Крыму, на Кавказе. Слово
самому Кузьме Сергеевичу: «23 мая
1933 года, Москва. Я сделал все, что
только мог, и теперь жду результа-
тов. Теперь я уверен, что заграница
не удастся. Ты была права насчет
тех мелких людей, которые спеку-
лируют на искусстве и заграждают
мне путь. В Москве хуже, чем у нас,
странная озлобленность, жестокая
конкуренция и политическая хи-
трость. На 25 мая объявлен “Твор-
ческий вечер Петрова-Водкина”,
на котором мне будут фальшиво
льстить и перемывать мои кишки.
Черт его знает, зачем я все это пере-
ношу.
.. Я собираюсь обедать у Павла
Кузнецова, вчера я был у Иванова,
его жена посоветовала мне написать
Сталину —
этого я не сделаю».
Петров-Водкин умер в 1939
году в возрасте шестидесяти лет, 1
2
3
4
5
6
7
8
ород далекий и близкий
а Варваре Эмилиевне еще пред-
стояло жить в Бельгии и Канаде,
творить, участвовать в выставках.
Ее картины продаются сейчас в
Канаде, а в пояснениях к ним8 обе-
щают разгадать «тайну» разного
написания ее фамилии. Но тайна в
другом - в выцветшей фотографии
в белом конверте из дома Орбе-
лиани в Канаде и в надписи каран-
дашом на ее обороте «покончилъ
самоубшствомъ при совЪтахъ».
Однако дочь Петрова-Водкина сви-
детельствует: «В середине ноября
1938 года его положили в больни-
цу имени Свердлова. За ним был
первоклассный уход, но все усилия
докторов оказались тщетными. От-
крылась уремия - предвестница
смерти. 14 февраля 1939 года в 23
часа 30 минут в больнице я стою в
ногах кровати и принимаю послед-
нее дыхание отца». Поэтому слова
на обороте фотографии неверны.
Но у каждой ошибки есть свои
основания, в данном случае это
то, как понимали друзья Петрова-
Водкина за рубежом его отношения
с советской властью, хотя, вообще-
то, он был высоко поднят ею.
Путь визитной карточки Кузь-
мы Сергеевича Петрова-Водкина
по кругу из Ленинграда в Париж и
назад, теперь - в Санкт-Петербург
замкнулся. Ее вместе со всеми доку-
ментами из дома Орбелиани я пере-
дал в Центральный государствен-
ный архив литературы и искусства в
Санкт-Петербурге. Быть может, этот
малый штрих жизни художника до-
полнит для нас образ его души, но
не как деятеля советской культуры
в Ленинграде 1920-1930-х годов, а
просто как человека.
1
См.: Булатникова-Орбелиани Г. Г. Не предадим забвению древний род. 2006, Дніпропетровськ; Булах А. Г. Модель худож-
ника Сомова и французский импрессионизм в Нельсоне (Канада). Судьбы и ветви семьи Эмиля Павловича фон Роде. СПб., 2005;
Булах А. Г. , Скатамаккиа К. Петербургские немцы Роде - исход в Италию / / Берега. Информ.-аналитич. сб. о русском зарубежье. СПб., 2011.
Вып. 16. С. 12-13; Булах А. Г. и др. Мир искусства в доме на Потёмкинской. М., 2011. С. 223-235.
2
Так с «е» и «э» в конце фамилий, см.: Булах А. Г., Скатамаккиа К. Указ. соч.
3 См.: Булах А. Г. и др. Мир искусства.
.. С. 231-232.
4 Ирина Орбелиани пишет, что ее мать Варвара Роде училась в классе художника Ладыженского в «Odessa’s School of Fine Arts»
см.: Булах А. Г. Модель.
.. С. 23-24.
5 См.: Рождественская Н. П. Морские судьбы за границей. Офицеры Российского флота в эмиграции. СПб., 2003. С. 52-53.
В материалах Ирины Орбелиани, переданных мною в ЦГАЛИ, многое касается ее отца Л. А. Зозулина.
6 Портрет хранится в Одесском художественном музее. О В. Э. Зозулиной-Роде как художнице см.: Короткина Л. В. Сомов. СПб.;
М., 2004. С. 74; Булах А., Короткина Л. Художница-импрессионистка В. Зозулина-Родэ / / Дерибасовская-Ришельевская. Одесский
альманах. 2006. Кн. 25. С. 217-221; Булах А. Г. и др. Мир искусства. С. 231-235; Булах А. Г. Варвара Зозулина-Роде - ещё одна судьба
из мира искусств / / Берега. Информ.-аналитич. сб. о русск. зарубежье. СПб., 2011. Вып. 14. С. 29-31.
7 Здесь по: Петрова-Водкина Е. Прикосновение к душе. Фрагменты из книги воспоминаний / / Звезда. 2007. № 9. С. 102-124.
8 Электронный ресурс. [Режим доступа: http://www.artfact.com/artist/rode-barbara-zouzouline)]
34
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 33 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст