П
.
етербургская семья
На корвете «Витязь». В центре С. О. Макаров, стоит пятый слева -
Людвиг Кербер, крайний справа - Константин Шульц.
1886-1889 гг.
(Из семейного архива, публикуется впервые)
Путешествие, которому суж-
дено было стать одним из самых
знаменитых и результативных для
Российского флота, началось 31
августа 1886 года. Продолжалось
оно 993 дня. «Витязь» пересек три
океана, победил бури и туманы,
благополучно избежал опаснейших
рифов. Он посетил отдаленные моря
и страны и при этом не потерпел ни
одной аварии, каждый раз выходя
победителем из самых сложных
ситуаций.
Чиновники Морского ведом-
ства рассматривали путешествие
как обычное дальнее плавание.
Макаров же, считая подобное мне-
ние нелепым, по собственной ини-
циативе организовал комплексные
океанологические исследования
на протяжении всего похода. Он
по-настоящему сумел увлечь всех
своих подчиненных, показав им
всю важность проводимых иссле-
дований. Только этим можно объ-
яснить колоссальный объем работ,
выполненный без участия ученых-
профессионалов. С первого дня
путешествия шесть раз в сутки из-
мерялись температура и удельный
вес воды, скорости морских течений,
промерялись глубины. Некоторые
наблюдения велись каждые десять
минут. И так в течение почти трех
лет. Помимо этого производилось
фотографирование морей, гаваней,
проливов, островов, крепостей,
мимо которых проходил «Витязь».
Во время плавания впервые на карту
были нанесены ранее не отмеченные
бухты, небольшие мысы и банки
побережья Японского моря. Один
из мысов Корейского полуострова
был назван «Мыс Кербера» (к со-
жалению, это название позже было
изменено).
20
мая 1889 года «Витязь»
вернулся в Кронштадт. В 1894 году
вышел в свет труд С. О. Макарова
под названием: «“Витязь” и Тихий
океан». Макаров отмечал, что эта
книга подводила итог коллективно-
му исследованию. В предисловии он
писал: «Я с великим удовольствием
упоминаю молодых наблюдателей
по старшинству: мичман Мечников,
Митьков, Максутов, Кербер, Шульц,
Шахновский, Пузанов и Небольсин.
Особенно же много потрудился
младший штурман подпоручик
Игумнов». Путешествие «Витязя»
под командованием знаменитого
флотоводца С. О. Макарова оказа-
лось навсегда вписанным в историю
Российского флота как один из
последних штрихов эпохи Великих
географических открытий.
В сентябре 1889 года по реко-
мендации С. О. Макарова Кербер
и Шульц были зачислены слуша-
телями в Минный офицерский
класс. Минное дело было новым
направлением в тактике морских
сражений. Еще недавно основным
средством ведения морского боя
была артиллерия. С. О. Макаров
одним из первых осознал перспек-
тиву использования мин в морских
баталиях и заразил этими идеями
своих молодых товарищей.
По окончании 7 сентября 1890
года Минного класса Людвиг по-
лучил специальность минного офи-
цера II разряда и продолжил службу
в качестве лейтенанта на различных
кораблях Балтийского флота. По-
жалуй, это был самый спокойный
период в жизни молодого офицера.
В те годы он женился на младшей
сестре своего друга Константина
Шульца. Вскоре с разницей в два
года в семье родились сыновья. На-
конец, осенью 1895 года лейтенант
Кербер получил назначение на
самый совершенный по тем вре-
менам боевой корабль - крейсер
«Россия».
Корвет «Витязь»
45
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 44 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст