П
.
етербургская семья
Учрежденный еще в конце 1905 года,
он к 1909 году насчитывал всего 34
действительных члена. В 1906 году
одним из них стал Людвиг Кербер.
Именно члены кружка досконально
проанализировали причины дальне-
восточной катастрофы 1904-1905
годов. Многие высказанные ими
идеи были восприняты властью,
что помогло Российскому флоту
преодолеть кризисный период.
В это же время Кербером был
издан ряд собственных аналитиче-
ских работ. Некоторые его мысли
были учтены при формировании
большой и малой судостроительных
программ.
21
января 1908 года Людвиг
Кербер был назначен командиром
канонерской лодки «Хивинец»,
единственного боевого корабля,
представлявшего Россию в Между-
народном морском контроле на
острове Крит. На целый год Людвиг
покинул Петербург для выполнения
важной миротворческой миссии.
Это во многом была дипломатиче-
ская работа, с которой он справился
великолепно.
Сразу после возвращения в Рос-
сию, 6 декабря 1908 года, Людвигу
Керберу было присвоено звание ка-
питана I ранга, а всего через полтора
месяца - 26 января 1909 года он уже
был отправлен морским агентом
в Великобританию. Это назначе-
ние стало прямым следствием его
успешной работы в составе Между-
народного контроля. Новая долж-
ность вновь предполагала долгую
разлуку с семьей.
За время пребывания на посту
военно-морского агента Кербер
снискал уважение английского
Адмиралтейства в лице Первого
Лорда, многих министров. Свобод-
ное владение английским языком
позволило ему получать самую
разнообразную и весьма важную
информацию, интересовавшую
ГМШ. Всего им было отправлено
271 секретное донесение за 691 день
нахождения в должности. Кроме
того, Кербер подготовил десятки
донесений, отчетов и деловых пи-
сем неразведывательного свойства,
а также выполнял обязанности
торгового представителя Морского
ведомства.
Вернувшись из Лондона в марте
1911 года, Кербер узнал о новом
назначении - командиром эска-
дренного броненосца «Цесаревич».
Уже в мае 1911 года на броненосце
Людвиг Кербер принял участие в
торжественной встрече эскадры
Североамериканских Соединенных
Штатов.
Весь 1912 год «Цесаревич» под
командованием капитана I ранга
Кербера находился в походах по
Балтийскому морю. В Финском и
Выборгском заливах впервые для
судов этого класса им отрабатывался
маневр по проходу шхер без лоцман-
ского обеспечения. Позднее, в годы
Первой мировой войны, навыки
прохода шхерными фарватерами
не раз выручали Российский флот.
Закончилась кампания 1912 года
визитом «Цесаревича» в составе
бригады в Копенгаген. На том завер-
шилась и служба на броненосце. По
представлению командующего Бал-
тийским флотом адмирала Николая
Оттовича фон Эссена (1860-1915)
капитан I ранга Людвиг Бернгардо-
вич фон Кербер в начале 1913 года
был назначен начальником штаба
командующего морскими силами
Балтийского моря.
В той же должности, но уже
в чине контр-адмирала, встретил
Людвиг Первую мировую войну.
До самой смерти адмирала Эссена
в марте 1915 года он был начальни-
ком его штаба, претворяя в жизнь
смелые замыслы своего командира.
Основные успехи осенне-зимней
кампании 1914-1915 годов были
связаны с великолепно разработан-
ными и блестяще выполненными
минными постановками в южной
части Балтийского моря. Успех
был достигнут благодаря самой
тщательной секретности разраба-
тываемых операций. Достаточно
сказать, что подчиненный непо-
средственно Керберу начальник
его оперативного отдела капитан
I ранга Александр Васильевич Кол-
чак (1874-1920), которому сегодня
часто приписываются основные за-
слуги в минной войне на Балтике,
за неделю до первого выхода отряда
особого назначения для выполнения
плана постановок не имел даже
малейшего представления о работе,
которую проводил штаб флота. Об
этом свидетельствовал сам Колчак
в частном письме представителю
Военно-морского управления при
главнокомандующем Северным
фронтом Василию Михайловичу
Альтфатеру (1883-1919), жалуясь
на полное бездействие Эссена.
Колчак не знал, что разработки под
руководством Кербера ведутся со-
всем рядом и самым активным об-
разом так называемым «походным
штабом», состовшим всего из трех
офицеров.
Другая причина успеха - это
впервые примененная тактика рас-
средоточения сил отряда между
различными портами задолго до
начала операции. Отряд собирался
в точке рандеву в назначенное время
далеко от берегов, откуда можно
было бы его заметить. Выход же
одиночных боевых кораблей из раз-
личных портов Балтийского моря,
даже если он и был зафиксирован
вражеской разведкой, не мог вы-
звать особого беспокойства. Даже
командиры кораблей до момента
встречи в условленном месте не
имели представления об истинном
характере боевой задачи.
Штаб Балтийского флота на крейсере «Россия» 15.01.1915 г по случаю
завершения кампании 1914 г В центре император Николай II, по левую
руку - командующий Балтийским флотом адмирал Н. О. Эссен, по правую
руку - начальник штаба Балтийского флота вице-адмирал Кербер,
стоит пятый слева - капитан I ранга Колчак.
(Из архива Б. М. Черкасского)
47
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 46 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст