уша Петербурга
Ц ерковная пеіать
Петрограда
в перт о революционных потрясений
1 9 1 7 - 1 9 1 8 годов
А.
Н. Кашеваров
50
К 1917 году Петроград являлся
своеобразным центром церковной
журналистики, в котором были
представлены все существовавшие
типы изданий, как по форме при-
надлежности, так и по тематической
направленности. В период с 1821
года, когда вышел первый право-
славный журнал «Христианское
чтение», по 1917 год в столице
Российской империи существовало
разновременно 90 церковных перио-
дических изданий, что составляло
24,8 %
общего количества периоди-
ки Русской православной церкви
(далее - РПЦ)1.
С 1888 года выходил централь-
ный периодический орган РПЦ -
еженедельный журнал «Церковные
ведомости, издаваемые при Святей-
шем Синоде», а также ряд других
общероссийских изданий различ-
ных синодальных учреждений.
Так, с 1896 по 1917 год под эгидой
Училищного совета при Св. Синоде
выходил ежемесячник «Народное
образование». Миссионерский со-
вет при Св. Синоде с 1915 по 1917
год выпускал еженедельный журнал
«Церковный вестник». К централь-
ному управлению ведомства право-
славного исповедания относился
и «Вестник военного и морского
духовенства», издававшийся с 1888
года духовным правлением при про-
топресвитере военного и морского
духовенства и также просущество-
вавший до 1917 года.
В церковной периодике Пе-
трограда видное место занимали
частные издания православного ду-
ховенства. Например, иллюстриро-
ванный еженедельный журнал для
религиозно-нравственного чтения
«Русский паломник», выходивший
с 1885 года, благодаря творческому
союзу редактора А. И. Поповицкого
и издателя П. П. Сойкина в начале
ХХ века занял прочное место в
ряду других иллюстрированных
журналов России, став церковным
аналогом знаменитой «Нивы».
В дореволюционной церковной пе-
риодике не было других подобных
изданий. Однако успех издания
«Русского паломника» носил скорее
единичный характер среди частных
изданий духовенства.
Февральская революция 1917
года сопровождалась ростом обще-
ственной активности значитель-
ной части столичного духовенства,
стремившегося посредством пе-
чати выразить свои надежды на
демократические преобразования в
структуре церкви. Наиболее актив-
но в этом направлении действовал
основанный 7 марта 1917 года в
Петрограде «Всероссийский союз
демократического православного
духовенства и мирян», секретарем
которого стал будущий обновленче-
ский митрополит, а в описываемое
время священник церкви Захария
и Елизаветы на Фурштатской ул.
А. И. Введенский. При содействии
назначенного Временным прави-
тельством обер-прокурора Св. Си-
нода В. Н. Львова эта организация
получила свое печатное издание.
8 марта один из руководителей союза
профессор Петроградской духовной
академии Б. В. Титлинов обратился
к обер-прокурору с запиской о не-
обходимости иметь «свободный
печатный орган». 24 марта было
решено передать редактирование
выходившей с 26 февраля 1917 года
под эгидой Издательского совета при
Св. Синоде ежедневной газеты «Все-
российский церковно-общественный
вестник» (редактором был профессор
М. А. Остроумов) совету профессо-
ров Петроградской духовной акаде-
мии, предоставив последнему право
самому выбрать редактора, которым
стал Титлинов. Первый номер обнов-
ленной газеты вышел 7 апреля2.
Это издание выступало за про-
ведение широких внутрицерковных
реформ: отделение церкви от госу-
дарства, демократизацию церков-
ного управления и восстановление
в нем соборных начал, переход на
григорианский календарь, перевод
богослужения на современный
русский язык, введение брачного
епископата. Газета также высту-
пала против идеи восстановления
патриаршества, полагая, что патри-
аршество противоречит соборным
началам и приведет к абсолютизму
в церкви3.
Такая позиция газеты и ее ре-
дактора вызвала недовольство
многих членов Поместного собора
РПЦ, открывшегося 15 августа
1917 года в Москве. Некоторые его
члены даже потребовали исключить
Б. В. Титлинова из состава Собора
ввиду «доносительского» характера
его публикаций, в которых профес-
сор резко критиковал консерватизм
церковной иерархии и обвинял ее в
сотрудничестве с самодержавием.
Кроме того, на первой соборной
сессии в декабре 1917 года было
принято решение сделать «Всерос-
сийский церковно-общественный
вестник» официальным органом
Поместного собора, что повлекло
за собой увольнение Титлинова с
должности редактора. Редактором
газеты стал протоиерей П. Н. Ла-
хостский, которому уже в условиях
советской власти удалось выпустить
два ее последних номера4.
«Всероссийский союз демокра-
тического православного духовен-
ства и мирян» пользовался под-
держкой Временного правительства
вплоть до его падения 25 октября
1917 года и издавал на синодальные
субсидии газету «Голос Христа», а
к осени организовал издательство
«Соборный разум», выпускавшее
одноименный журнал. Оба эти из-
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 49 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст