уша Петербурга
дания поддерживали мероприятия
Временного правительства, в част-
ности, пропагандировали «заем
свободы». Наряду с требованиями
широких внутрицерковных реформ,
выступая под лозунгом «Христи-
анство на стороне труда, а не на
стороне насилия и эксплуатации»,
они во многом солидаризировались
с политической и общественной
программой эсеров5.
Октябрьская революция 1917
года, принесшая коренные измене-
ния во всех областях общественной
жизни, коснулась и церковной
печати. Советская власть с первых
же месяцев своего существования
провозгласила отделение церкви
от государства. Ее первые декреты
вели к разрыву любых связей церк-
ви с государством и не предусматри-
вали (исходя, главным образом, из
того, что при социализме религии
не будет) создание новых.
11 декабря 1917 года на обсуж-
дение в Совет народных комисса-
ров был внесен вопрос об издании
декрета об отделении церкви от
государства и школы от церкви.
Тогда же была образована комис-
сия для составления его текста.
Разработанный этой комиссией и
опубликованный 31 декабря про-
ект декрета об отделении церкви от
государства ставил Русскую право-
славную церковь в жесткие рамки
всяких запретов и ограничений. Ве-
роисповедная политика новой вла-
сти была направлена на то, чтобы,
лишив религиозные организации
прав собственности и юридическо-
го лица, фактически препятствуя
их религиозно-просветительской,
благотворительной и издательской
деятельности, вытеснить церковь
из всех сфер жизни общества и тем
самым создать условия для атеи-
зации последнего. Мероприятия,
осуществлявшиеся властными
органами, основывались на двух
предпосылках: мировоззренческой
несовместимости учения марксизма
с религиозной верой и отношением
к Православной церкви как к части
«старой буржуазно-помещичьей
машины» и союзнице свергнутых
эксплуататорских классов.
Первым реальным шагом в осу-
ществлении новой церковной поли-
тики явилась реквизиция Народным
комиссариатом призрения сино-
дальной типографии в Петрограде,
в которой еще в конце лета - осенью
1917 года сложилась весьма непро-
стая обстановка. С сообщением о том,
как советская власть подготовила
и провела эту акцию, на заседании
Поместного собора 22 января 1918
года выступил редактор «Церков-
ных ведомостей» П. Н. Лахостский.
По его словам, старосты синодаль-
ной типографии, сочувствовавшие
большевикам, стремились сначала
«национализировать типографию по
желанию самого народа, чтобы в рас-
поряжение рабочих были переданы
все машины и весь инвентарь типо-
графии как составляющий результат
их собственного труда». При обсуж-
дении этого вопроса в совете старост
«обнаружилось, что представители от
рабочих были бы довольны, если бы
рабочим Петроградской типографии
дали бы те прибавки, которые по-
лучили рабочие Московской сино-
дальной типографии»6. По настоянию
П. Н. Лахостского вопрос о судьбе
типографии в Петрограде был пере-
дан на рассмотрение общего собра-
ния рабочих, которое состоялось 21
декабря 1917 года и, вопреки мнению
старост, приняло резолюцию с прось-
бой к патриарху уравнять их зарплату
с жалованьем рабочих Московской
синодальной типографии.
Второе общее собрание рабочих
было 3 января 1918 года. На него по
приглашению старост-большевиков
явился член коллегии Народно-
го комиссариата просвещения
П. И. Лебедев (Полянский), ко-
торый в течение полуторачасовой
речи пытался убедить рабочих из-
менить позицию. «Если вы пойдете
за нами, - говорил он, - то получите
по 300 рублей, а если за попами, то
останетесь голодными, так как денег
у них нет»7. Однако рабочие стояли
на своем. Тогда Лебедев (Полян-
ский) заявил, что он уполномочен
в случае сопротивления произвести
аресты и сопротивляющихся увести
в тюрьму. В ответ на такую угрозу
рабочая Ветрова выразила настрое-
ния большинства участников со-
брания следующими словами: «Вот
я много лет работаю в типографии,
и ни разу не слыхала таких застра-
щиваний. Очевидно, нам с вами не
ужиться»8. Собрание закончилось
вводом красноармейцев на терри-
торию типографии и последовавшей
затем передачей ее в распоряжение
технического совета по управлению
государственными типографиями
при Наркомпросе9.
В марте 1918 года по распоря-
жению комиссара по делам печати
прекратила свою деятельность
типография «Общества распростра-
нения религиозно-нравственного
просвещения в духе Православной
церкви», располагавшаяся на Об-
водном канале, 11610.
Захват синодальной типогра-
фии в Петрограде вызвал ответную
реакцию среди верующих. Начались
частые собрания духовенства и
представителей приходов, а также
общие собрания приходских со-
ветов сначала одного Петрограда,
а затем и всей епархии. На первом
же собрании приходских советов
столицы 11 января стало известно,
что «разные комиссары приходили
к ректору семинарии, и в духовное
училище, и к митрополиту и заявля-
ли, что <.
..> решено все достояние
Синода объявить собственностью
народа»11. С ведома Совнаркома
Петроградским Советом была соз-
дана специальная комиссия для
изъятия синодского имущества,
которую возглавил «уполномочен-
ный по ликвидации бывшего Си-
нода» комиссар по делам беженцев
А. М. Дижбит. В конце января 1918
года в специальной записке наркому
внутренних дел Г. И. Петровскому
он сообщил о том, что «ликвидацию
Синода» почти закончил, принял
ценных бумаг и счетов на сумму
46 миллионов 15 тысяч 312 рублей12.
Таким образом, захват типографии
явился частью общего плана новой
власти по изъятию имущества Си-
нода в столице.
В связи с этой первой антицер-
ковной акцией советского прави-
тельства собрание приходских сове-
тов 11 января приняло следующую
резолюцию: «Тысячи верующих
рассматривают захват типографии
как грабеж, протестуют против
него и будут говорить об этом не
только в храме, но и в трамваях, на
площадях <.
..> Приходские советы
рассматривают явное гонение на
Православную Церковь со стороны
тех, кто именует себя народной
властью»13.
По поручению собрания редак-
тор «Церковных ведомостей» про-
тоиерей П. Н. Лахостский дважды
безуспешно пытался вручить эту
резолюцию А. В. Луначарскому.
Нарком просвещения выслал к
протоиерею своего помощника
П. И. Лебедева (Полянского), об-
51
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 50 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст