уша Петербурга
52
ращение которого с П. Н. Лахост-
ским, по свидетельству последнего,
«было презрительное и грубое; он
(Лебедев. -
А. К.)
ничего не хотел
слышать, письменных заявлений
не принимал.
..» На резолюцию со-
брания приходских советов член
Наркомпроса отреагировал весьма
красноречиво: «Хоть к черту посы-
лайте эти бумаги»14.
В результате захвата синодаль-
ной типографии было фактически
прекращено издание централь-
ной газеты - «Всероссийского
Церковно-общественного вест-
ника». П. Н. Лахостскому все же
удалось найти типографию для
печатания журнала «Церковные
ведомости», который стал выходить
«в увеличенном объеме с расши-
рением неофициальной части»15.
В связи с этим он докладывал По-
местному собору, что ему «удалось
найти одного немца, который по
ночам в своей типографии сам на-
бирает “Церковные ведомости”, -
таким порядком он выпустил 1-й и
2- й номера означенных ведомостей
и надеется выпустить соединенный
3 - 4 номера»16. Если в официаль-
ной части журнала по-прежнему
публиковались в первую очередь
документы Поместного собора,
возобновившего свои заседания
20 января 1918 года после рожде-
ственских каникул, то расширенная
неофициальная часть почти цели-
ком была посвящена сообщениям
о продолжавшихся антицерковных
акциях новой власти и откликах на
них духовенства и верующих.
Большое место в январских 1918
года выпусках «Церковных ведомо-
стей» заняла информация о событи-
ях в Петрограде 13-21 января, свя-
занных с попыткой власти захватить
помещения Александро-Невской
лавры и выселить оттуда митро-
полита Вениамина (Казанского),
пользовавшего особым уважением
и любовью среди широких масс ве-
рующих. Незадолго до этих событий
владыка обратился в Совнарком с
письмом, в котором старался дока-
зать всю, на его взгляд, пагубность
подготавливаемого правительством
к изданию декрета об отделении
церкви от государства и школы от
церкви. «Церковные ведомости»
отмечали, что трагические события
в лавре, в ходе которых красно-
гвардейцами был смертельно ранен
протоиерей Скорбященской церкви
Петр Скипетров, но помещения
монастыря удалось отстоять от рек-
визиции, явились первым открытым
ненасильственным противостоянием
верующих антицерковной политике
советской власти17.
В обзоре печати, составленном
редакцией «Церковных ведомо-
стей», подчеркивалось, что «на лавр-
ские события ежедневная пресса
отозвалась с редким единодушием.
Газеты всех направлений, исключая,
конечно, большевистские, сурово
осуждали насильников, посяг-
нувших наконец на святая святых
народной души»18. «События, раз-
ыгравшиеся в Александро-Невской
лавре, - писала газета кадетского
направления “Наш век”, - служат
достаточным доказательством того,
как не следует делать церковную по-
литику <.
..> В данном случае борь-
ба начата не Церковью, а потому
естественно, что, как всякий живой
организм, она будет реагировать.
У Церкви есть уже свои мученики.
О. Скипетров скончался от нане-
сенных ран, несомненно, число это
будет расти»19.
Весьма подробно «Церковные
ведомости» описывали «много-
тысячный, величественный крест-
ный ход, прошедший 21 января от
лавры по Невскому проспекту к
Казанскому собору и явившийся
не только “всенародным молением”
за гонимую Церковь, но и демон-
страцией поддержки ее со стороны
широких масс в трудное время
испытаний»20.
После крестного хода в лавру сто-
личное духовенство через церковную
печать обратилось к своим прихожа-
нам с призывом организовать «специ-
альные духовные приходские союзы
для защиты петроградских святынь».
Согласно описанию корреспондента
«Церковных ведомостей», «прихожа-
не, в особенности женщины, горячо
отнеслись к этому призыву духовен-
ства и целыми семьями стали запи-
сываться в ряды <.
..> защитников»21.
К февралю 1918 года в духовные со-
юзы для защиты церковных святынь,
по данным большевистской «Петро-
градской газеты», записалось свыше
57 тысяч прихожан. По другим оцен-
кам, их количество составляло 60-
70 тысяч человек22.
В конце 1917 - начале 1918 года
духовенством и мирянами Петро-
градской епархии были выработаны
и применены три формы протеста:
публичное осуждение действий
власти, направленных на подрыв
церковного устройства, крестный
ход и организация особых братств
и обществ против насилия и раз-
ворачивавшихся гонений. Широко
освещенные церковной печатью
и, прежде всего, «Церковными ве-
домостями», они стали образцами
для других епархий. Действитель-
но, вслед за Петроградом в конце
января - первой половине февраля
1918 года в Москве, Владимире,
Вятке, Нижнем Новгороде, Одессе,
Орле, Саратове и других городах
состоялись многолюдные крестные
ходы, были организованы право-
славные братства при приходских
храмах и монастырях из окрестных
жителей, преданных церкви, для
охраны церковного и монастырско-
го имущества.
20
января Совнаркомом был
принят и на следующий день впервые
опубликован в газете «Известия»
декрет, вошедший в дальнейшие
официальные издания под названи-
ем «Декрет об отделении церкви от
государства и школы от церкви»23.
Отныне она теряла юридическое
лицо, лишалась собственности и прав
приобретать ее. Следует отметить и
то, что власть декларативно отвергла
прямую борьбу с церковью и заявила
о своем невмешательстве во внутри-
церковную жизнь.
Церковная и оппозиционная
режиму печать выступила с резкой
и аргументированной критикой
декрета советской власти в отноше-
нии религии и церкви, отмечая его
поспешность и несвоевременность,
а также несогласованность друг с
другом отдельных положений. «Акт
об отделении церкви от государст-
ва, - писала кадетская газета “Наш
век”, - составлен по упрощенной
системе, схематически, в виде не-
скольких тезисов, спешно выхва-
ченных из программы. Как бы ни
относиться к идее отделения церкви
от государства, во всяком случае,
эта реформа чрезвычайно глубокая,
затрагивающая именно ту область, в
которой законодательство должно
подойти с особой осторожностью
и бережностью. Декрет не обладает
этими свойствами»24.
Примечательно, что среди членов
советского правительства не было
единого подхода и ясности в тол-
ковании этого декрета. Например,
управляющий делами Совнаркома
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 51 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст