уша Петербурга
54
возжигали свечи и клали на тарелку
деньги34. Антиклерикальные и бого-
борческие настроения получали все
большее распространение у населе-
ния, особенно в солдатской среде.
Либеральная и некоммунисти-
ческая печать также сообщала об
участившихся фактах кощунствен-
ного отношения к православным
святыням. Например, вечером
3 февраля в часовню Александро-
Свирского монастыря на Разъез-
жей улице в Петрограде ворвалась
группа людей в солдатской форме и
потребовала от иеромонаха, совер-
шавшего богослужение, прекратить
его и закрыть часовню. Иеромонах
отказался это сделать, тогда хули-
ганы стали тащить его из часовни и
снимать с него облачение. «Другая
часть хулиганов, - писала газета
“Петроградское эхо”, - стала тушить
свечи и вставлять в подсвечники
окурки папирос». После того как
«публика, состоящая преимуще-
ственно из женщин, подняла крик
и вопли», хулиганы выбежали из
часовни и успели скрыться35.
В обстановке анархии и хаоса,
охвативших страну, корреспонден-
там церковной печати нередко труд-
но было отличить действия новой
власти от налетов грабителей, воров
и насильников, подчас оправдывав-
ших погромы революционной це-
лесообразностью, использовавших
социалистическую фразеологию и
даже нередко участвовавших в анти-
церковных акциях местных властей.
По сообщению «Церковных ведомо-
стей», при конфискации Уфимским
Советом Одигитриевской обите-
ли «ее разгромили в буквальном
смысле этого слова. Монастырский
храм осквернили. Стены рубили,
разламывали, окна выбили, иконы
превратили в щепы и даже <.
..>
измазали нечистотами. Святой пре-
стол один святотатец взял к себе в
дом и место трапезы Господней пре-
вратил в обеденный стол»36.
Характеризуя антицерковные
настроения и действия части на-
селения в конце 1917 года - на-
чале 1918 года, церковная печать
писала о многообразии их причин
и проявлений - от бессмысленной
жестокости и хулиганства, желания
завладеть церковным имуществом и
землей до сознательного оскорбле-
ния и надругательства над верой и
ее служителями. Подобного рода
насилия и надругательства стали
заметным негативным явлением
в жизни общества еще с конца
лета - начала осени 1917 года.
В ноябре 1917 года Поместный
собор принял специальное послание
«К чадам Православной Церкви по
поводу поступающих сведений о гра-
бежах и убийствах»37. Позже, и по-
сле установления советской власти,
на заседаниях Собора неоднократно
подчеркивалось, что «насилия над
священнослужителями, братоубий-
ства, разбои и взаимная ненависть
начались не со вчерашнего дня, не
со времени прихода большевиков»38.
С приходом к власти большевистской
партии, воспринимавшей Право-
славную церковь как «часть старой
буржуазной государственной маши-
ны» и занявшей к ней непримири-
мую позицию, антиклерикальные,
богоборческие настроения среди
определенной части населения по-
лучили официальную поддержку со
стороны государственных органов.
Новая власть всячески подогревала
и использовала подобные настрое-
ния в своей борьбе с церковью как
с «союзницей и вдохновительницей
классовых врагов».
Приход большевиков к власти,
издание декрета 23 января 1918 года
об отделении церкви от государства,
национализация церковных типогра-
фий создали крайне неблагоприятные
условия для легального существова-
ния в советском государстве перио-
дических печатных органов, кроме
контролируемых новой властью. Уже
весной 1918 года началось закрытие
местных церковных изданий (прежде
всего это коснулось «епархиальных
ведомостей»), которые, по мнению
обозревателя церковной печати тех
лет М. Ворвинского, с первых меся-
цев революции «влачили незавидное
существование из-за страшной до-
роговизны бумаги и типографских
расходов»39.
С лета 1918 года к этим трудно-
стям прибавились новые. Несмотря
на все меры к своевременной рас-
сылке подписчикам «Церковных
ведомостей», которые все же с боль-
шим трудом удавалось печатать после
реквизиции синодальной типографии
в Петрограде, в редакцию и контору
стали поступать заявления о недопо-
лучении некоторых, а иногда и всех
вышедших за год номеров издания.
Оказалось, что только в редких слу-
чаях причина этого обнаруживалась в
неточности или случайном пропуске
адреса в экспедиционном наряде; в
подавляющем большинстве случаев
причины совершенно от издательства
не зависели. Сказывалось расстрой-
ство почтовых сообщений в связи с
общей разрухой транспорта. Однако
поступившее в редакцию заявление
от одного из подписчиков пролило
свет на существование иного рода
причин. «Не получая нескольких
месяцев “Церковных ведомостей”,
подписчик этот, - как сообщалось
в его заявлении, - запросил Поше-
хонскую почтовую контору, которая
официально уведомила его, что
“Церковные ведомости” и “Яро-
славские епархиальные ведомости”
конфискуются по распоряжению ко-
миссара, как “вредные для народа”».
Таким образом, православные жители
целого уезда подобной резолюцией
пошехонского комиссара лишались
возможности узнавать через церков-
ные печатные органы о деятельности,
постановлениях и распоряжениях как
центрального, так и епархиального
управлений Православной Церкви.
Учитывая этот факт, редакция журна-
ла рекомендовала «причтам, внесшим
подписную плату, но не получавшим
номеров “Церковных ведомостей”,
или же получавшим их неаккуратно,
наводить справки в конторе издания
и в надлежащих почтовых учрежде-
ниях». Если обнаруживались обстоя-
тельства, аналогичные с пошехон-
ским случаем, то необходимо было
местным приходским организациям
через своих уполномоченных пред-
принимать соответствующие шаги
к отмене подобных распоряжений,
причем действовать в этом случае
надлежало «с возможной настойчи-
востью и лучше объединенно всем
районом, подвергшимся вопиющему
правонарушению»40.
Поскольку всем национализиро-
ванным к лету 1918 года типографиям
под угрозой строгой ответственности
запрещалось печатать что бы то ни
было для церкви, с середины июля
прекратился выпуск центрального
периодического органа РПЦ - «Цер-
ковных ведомостей». Несколько
месяцев спустя, 19 (6) октября 1918
года Святейший Синод и Высший
Церковный Совет постановили «вви-
ду недостатка средств и установления
особого контроля со стороны прави-
тельства за всеми выходящими вновь
изданиями печатание Соборных
деяний временно приостановить и по-
сему образование особой Комиссии
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 53 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст