уша Петербурга
при Высшем церковном управлении
для дальнейшего печатания изданий
признать излишним»41.
На этом фоне почти повсемест-
ного прекращения церковной изда-
тельской деятельности в Петрограде
удалось наладить выпуск епархиаль-
ного органа - журнала «Церковно-
епархиальный вестник», редактором
которого стал председатель комиссии
по духовно-учебным заведениям
протоиерей М. П. Чельцов. Для обе-
спечения финансовой поддержки
этого органа Петроградский епархи-
альный съезд духовенства и мирян
установил на журнал подписную
цену и «обязательную выписку во
все церкви епархии»42. Журнал от-
ражал мероприятия епархиальной
власти по налаживанию церковной
жизни в новых условиях. Так, первый
номер этого издания, вышедший
27 февраля 1918 года, в значительной
степени был посвящен возникшему
в середине января и вскоре объеди-
нившему около 60 тысяч человек
братству приходских советов Пе-
трограда. Священник Андреевского
собора Н. Ф. Платонов так разъяснял
цель этой организации: «В братство
вошли весьма многие приходские
советы, и работа братства, видимо,
приносит плоды, объединяя и тем
самым укрепляя силы православ-
ных. Братство не борется с властью
Советов, но оно стремится, чтобы
и в области жизни церковной была
представлена “вся власть Советам!”.
Через приходские советы православ-
ный народ сам сумеет управиться с
церковным достоянием на пользу
веры и церкви. Братство стремится к
выработке единой тактики на местах,
чтобы повсюду православный народ
одинаково знал, что и как ему нужно
делать. Обогащаемое опытом лиц,
работающих на местах и поддержи-
вающих связь с братством, оно может
предпринимать и предпринимает
наилучшие способы защиты Право-
славной Церкви»43.
Особое место на страницах
журнала было отведено описанию
почти триумфального посещения
Петрограда с 11 по 16 июня 1918
года патриархом Тихоном. Он со-
вершил несколько богослужений
- в Исаакиевском и Казанском со-
борах, Александро-Невской лавре,
участвовал в крестном ходе, по-
сетил Кронштадт. Везде патриарх
встречал радость и поклонение
верующих, а в братстве приходских
советов состоялось его чествование.
В своей речи в Троицком соборе лав-
ры Тихон сказал: «.
..град сей давно
мне известен. Я знал его, когда учил-
ся в здешней академии, но я всегда
привык его видеть несколько иным.
И теперь при посещении этого града
невольно вспомнились мне слова
пророка Иеремии, как он некогда
оплакивал Иерусалим, называя его
“вдовицей, видевшей лучшие дни,
но испытывающей принижения”.
Нельзя не отметить увядания этого
града. Вместе с матерью-родиной
нашей большие терпит он скорби и
поношения. Великая Россия, удив-
лявшая весь мир своими подвигами,
теперь лежит беспомощная и терпит
унижения <.
..> Но я взираю на вас
с утешением, потому что вы знаете,
в чем заключается наше спасение.
Спасение в Церкви Божией, вере
нашей в Бога»44.
6 сентября 1918 года в журнале
были опубликованы проекты по-
ложений о богословских курсах
и богословском институте, одо-
бренные петроградским митропо-
литом Вениамином (Казанским)45.
Следует отметить, что 24 сентября
Малый совет Союза коммун Се-
верной области (СКСО) передал
здание бывшей семинарии под
богословско-пастырские курсы,
которые начали там свою деятель-
ность с 30 сентября. Это было
двухгодичное учебное заведение,
куда принимались лица старше
18 лет со средним образованием.
Преподавание общеобразователь-
ных предметов в нем запрещалось.
Из 14 преподавателей почти все
ранее работали в семинарии46.
В конце февраля 1918 года в
Петрограде вышел единственный
номер воскресной газеты «Правда
Божия», редактором-издателем
которой был профессор духовной
академии Б. В. Титлинов47. В этой
газете он пытался найти компро-
мисс с советской властью и не под-
держивал официальную позицию
высшего церковного управления в
отношении первых мероприятий
советского государства в рели-
гиозной сфере. Так, в декрете об
отделении церкви от государства
газета усматривала, прежде всего,
положительные стороны, ускоряв-
шие «дело внутреннего церковного
освобождения», хотя с рядом по-
ложений его также выражала несо-
гласие. В газете критически оцени-
валось воззвание патриарха Тихона
от 19 января 1918 года, в котором
суровому осуждению были впер-
вые подвергнуты конкретные шаги
церковной политики советской
власти: «Кто хочет вести борьбу за
права духовенства, тот должен не от-
вергать революции, не отталкивать,
не анафематствовать, а просветлять,
одухотворять, претворять ее»48.
Впоследствии, в 1920-е годы
Б. В. Титлинов активно выступал в
обновленческой печати. Его лите-
ратурная деятельность в основном
была посвящена обоснованию идео-
логии обновленческого движения.
Еще осенью 1917 года актив-
ный член группы петроградского
так называемого «прогрессивного»
духовенства священник Е. Х. Бел-
ков основал кооперативное изда-
тельство товарищества духовных
писателей «Соборный разум» на
Лиговке, где в 1918 году печатались
левоцерковные брошюры и журна-
лы «Голос Христа», «Божья Нива»,
«Соборный разум», «Вестник тру-
да», в которых члены этой группы
(А. И. Введенский, А. И. Боярский,
И. Ф. Егоров и другие), в основном
будущие деятели обновленческого
раскола, выступали за необходи-
мость изменения церковной поли-
тики, примирения с новой властью.
Так, после установления власти
большевиков А.И. Введенский на
страницах «Вестника труда» офици-
ально провозгласил Октябрьскую
революцию завершающим этапом
борьбы всего прогрессивного че-
ловечества за добро и правду на
земле, а священник И. Ф. Егоров
осудил нейтралитет духовенства в
развернувшейся классовой борьбе49.
В своих публикациях будущие ли-
деры обновленчества также ополча-
лись на традиционные формы обря-
дового благочестия и канонический
строй церковного управления.
В еженедельном журнале «Бо-
жья Нива», имевшем подзаголовок
«духовно-литературный журнал
для храма, семьи и школы», за-
мечательный русский духовный
писатель Е. Погожев (Поселя-
нин) опубликовал несколько своих
статей: «Луч горнего света (отец
Иоанн Кронштадтский)»50 и «Свя-
тая Русь в изображении русских
художников»51. Важно подчеркнуть,
что в дальнейшем возможности для
Е. Поселянина печататься в качестве
церковного писателя исчезли.
55
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 54 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст