n
овременные мемуары
Мама.
Терийоки. 1916 г.
Папа.
Терийоки. 1916 г.
и начинали играть, а следующие
клали свои ракетки прямо на зем-
лю около судейской вышки и, если
ракеток оказывалось больше четы-
рех, играли только по одному сету.
Когда желающих и, соответственно,
ракеток было много, то играли вчет-
вером: либо парные, либо миксты, и
тоже только по одному сету. Ушед-
шие с площадки снова занимали
очередь, чтобы сыграть еще один
сет (а может быть, потом и еще
один). И так до темноты. В белые
ночи уходили далеко за полночь.
На первом корте играли лучшие
игроки - и мужчины, и женщины.
Их было сравнительно немного. На
втором корте было уже побольше,
на третьем еще больше, на четвер-
том игроков было больше всего.
Существовал еще так называемый
«Пятый корт». Он располагался на
шоссе, недалеко от клуба. Это было
здание бывшей дворцовой фермы:
деревянное, двухэтажное, с краси-
выми окнами-витражами в псевдо-
готическом стиле, рядом с которым
было маленькое пивное заведение
или, попросту, пивнушка. Там, под
высоченными деревьями, было не-
сколько больших деревянных сто-
лов, с двух сторон которых стояли
длинные деревянные же скамейки.
Хозяин пивнушки, пожилой тол-
стячок в белом длинном переднике
и в белом, как у поваров, колпаке,
виртуозно разносил по 4-6 кружек
с пивом в каждой руке. Закуской,
как правило, были вареные раки и
черные сухарики с солью. Вечерами,
после окончания игр, часто можно
было услышать: «Теперь пошли на
пятый корт!»
Мы с мамой приходили на
теннис часам к двенадцати. Мама
играла, а мне, совсем еще маленькой
девочке в то время, не надоедало
часами сидеть на скамейке и смо-
треть, как по теннисным площад-
кам бегают игроки, чтобы достать
«трудный» мяч и перебить его через
сетку на другую сторону. Мне очень
нравилось, например, что подающий
игрок обязательно предупреждает,
что в то время было принято, своего
противника возгласом: «Play!», а
принимающий отвечает: «Ready»!
Одиночные назывались «singles», а
парные - «doubles», «lady-doubles»
и «mixed». Все это еще оставалось
от времен «lаwn-tennis», геймы и
сеты тоже имели место. А вот счи-
тали почему-то по-русски. Мне все
это страшно нравилось: хотелось
поскорее научиться играть. «Научи
меня, пожалуйста, играть в теннис», -
приставала я к маме. И моя мама
мудро отвечала: «Вырастешь, сама
научишься». Мне же хотелось на-
учиться сейчас, как можно скорее! И
я сама взяла в руки чью-то ракетку.
А мой любимый Дидуся, Нико-
лай Иванович Калугин, все понял.
Он раздобыл где-то две ракеточки:
обод имел вид настоящей ракетки,
но уменьшенный раза в три, а стру-
Первый раз с ракеткой в руке.
1926 г.
ны были веревочными. И конечно,
играть настоящими теннисными
мячами этими ракетками было нель-
зя - веревки сразу же рвались. Поэ-
тому мы играли мячиками от пинг-
понга и на деревянном полу. Так Ди-
дуся, который сам очень любил тен-
нис, но играть практически не умел,
оказался моим первым учителем.
И вот каждый день, вернувшись
часа в три из клуба и почти не пере-
дохнув после обеда, мы с Дидусей
начинали нашу игру, причем обя-
зательно с «Play» и «Ready» и со
счетом. И тут возникала проблема:
жить на даче, на свежем воздухе,
а играть в закрытом помещении, в
большой пустой комнате метров
тридцати, так называемом зале,
который и не входил в снимаемое
помещение - в нем окна вообще
не открывались. А Дидуся, как я
поняла намного позже, прибегал к
хитрости: он предлагал мне пойти
на площадку в саду перед домом
и поиграть в серсо. Он говорил,
что эта игра поможет мне скорее
научиться играть в теннис, поможет
скорее выработать внимание и бы-
струю реакцию. А для теннисистки
это необходимо. Последняя фраза
была просто магической. Если это
для тенниса необходимо, значит,
надо бежать играть в серсо. Теперь
этой чудесной игры, по-моему,
никто не знает. В нее играют два
игрока, у каждого из которых по
деревянному стержню длиной в
60-70 сантиметров, с поперечной
планочкой у рукоятки (как у шпаги)
63
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 62 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст