локада Ленинграда
ной Спасителя и, молясь, просила
его послать сестре помощь в дороге.
Впоследствии мы узнали, что Ма-
рии Ивановне повезло с обратной
дорогой - водитель грузовика под-
вез ее почти до самого дома за пачку
«Беломора» - папирос, оставшихся
после ухода мужа на фронт.
Продукты, которые тетя Мария
привезла, помогли нам дожить до
конца марта, когда уже кое-где на
проталинах стала появляться съе-
добная трава. Первый муж Марии
Ивановны - Швайко Алексей Его-
рович - вернулся с фронта и вскоре
тяжело заболел туберкулезом и
скончался. Мария Ивановна спустя
два года вышла замуж во второй раз
за Майорова Александра Кузьмича,
семья которого, жена и двое детей,
умерли в 1942 году от голода.
Дальнейшая судьба была благо-
склонна к тете Марии - она подари-
ла ей спокойную и долгую жизнь.
Тетя Мария скончалась в 1993 году,
в разгар перестройки, на 89-м году
жизни.
Теперь, когда я и моя сестра Ли-
дия в беседах возвращаемся к дням
блокады, мы благодарим судьбу за
то, что она прислала нам тетю Ма-
рию, нашего «ангела-хранителя», в
самые тяжелые дни нашей жизни.
ОДНОКЛАССНИЦА
К нам в 3 «А» класс пришла «но-
венькая». Учительница представила
ее - Эля Борисова. Девочка была
некрасивой, но мы все ее полюбили
за талант и чувство справедливо-
сти. Помнится, она неоднократно
заступалась за меня, когда мне де-
лала учительница замечание за то,
что я часто поворачивалась назад.
За задней партой сидели мальчиш-
ки - озорники, которые делали
бумажные «пульки» и из рогатки
стреляли в нас, девчонок. Мне
почему-то доставалось больше
всех. Эля училась очень хорошо, и
учительница ее любила и прислу-
шивалась к ее мнению.
Однажды нам дали задание на
дом - нарисовать каких-нибудь
животных. Я не любила рисовать,
и у меня особенно плохо получа-
лись животные. Когда Эля показала
в классе свои рисунки, все ахнули -
перед нами была лошадь с жере-
бенком, которые, как нам казалось,
вот-вот сойдут с картины. Учитель-
ница тоже была удивлена и попро-
сила Элю нарисовать что-нибудь
на доске мелом - возможно, она
подумала, что кто-то из домочадцев
нарисовал для Эли этих дивных
лошадок. Эля охотно согласилась
и нарисовала мой портрет, который
действительно очень напоминал
мою физиономию. Когда Эля закон-
чила рисунок, все захлопали, потому
что узнали меня на портрете. Весной
был организован школьный конкурс
живописи, и Эля заняла на нем
первое место. Мы очень гордились
Элей, когда учителя других клас-
сов говорили, что Эля - будущий
художник-анималист.
После окончания третьего клас-
са все ученики разъехались кто
куда. Эля оставалась в городе, так
как она помогала матери нянчить
своего годовалого братишку. В июне
того года началась война. Отца Эли
взяли на фронт в танковые войска, и
от него не было писем. Мать Эли не
работала из-за ребенка, но она где-то
убирала мусор, и ей дали «рабочую
карточку». Однажды мать Эли про-
студилась, и Эле пришлось идти в
булочную за хлебом.
Эля долго не возвращалась, но
когда она пришла домой, то мать ее
с трудом узнала - она почернела и
была похожа на старушку. Верну-
лась Эля без хлеба - у нее кто-то
вытащил из кармана все хлебные
карточки, а это означало - смерть
всей семьи. В то время карточки
не «восстанавливались». Все «за-
пасы», которые были в семье, скоро
закончились, и начался голод. Эля
ходила в булочную, просила «мило-
стыню», рассказывала о своем горе,
но люди, получавшие 125 г хлеба,
не могли помочь ей, поскольку у
всех дома ждали этого мизерного
пайка с большим нетерпением.
В конце января умер брат Эли, а за
ним и мать - единственная опора
семьи. Соседи выхлопотали место
в больнице, и Элю, полуживую,
увезли в «госпиталь». Эту печаль-
ную историю рассказала мне Маша
Ляндина, моя и Элина одноклассни-
ца, которая жила в квартире рядом с
Элей. Что случилось с Элей потом,
ни Маша, ни я так и не узнали.
ЗАПАХ КЕРОСИНА
Март 1942 года выдался до-
вольно теплым: снег быстро таял,
обнажая страшные следы суровой,
голодной зимы.
Моя мама, которая родилась
в деревне и жила там до 20 лет,
знала все подробности, связанные
с ведением сельского хозяйства.
Однажды она решила пойти на поля
совхоза Бугры, будучи уверенной в
том, что там после уборки урожая
всегда можно найти оставшиеся
стебли и колоски зерна. В солнеч-
ный мартовский день мама взяла
меня с собой, и мы отправились на
поиски какой-нибудь пищи. Дойдя
до конца Костромского проспекта,
где стоял наш дом, я увидела нечто,
похожее на большую, завернутую в
тряпки куклу, и потянула маму за
руку. Когда мы подошли ближе, то
увидели «сверток», в котором лежал
младенец с плотно закрытыми гла-
зами. Казалось, что он крепко спал.
Вероятно, его мать, обессилевшая от
голода и горя, не смогла донести его
до места погребения (Шуваловское
кладбище) в снежную морозную
зиму 1942 года. Мертвый ребенок
напомнил маме о сыне (моем долго-
жданном братишке, о котором так
долго мечтал мой отец), которого
она потеряла за год до начала войны.
Брат мой умер, не дожив до года, от
болезни, которая в то время была
еще мало известна в медицине
(диспепсия).
Мама очень расстроилась, но
голод заставил нас идти к намечен-
ной цели. Шли мы долго и наконец
пришли на поля, где еще кое-где
лежал снег. К нашему счастью, в
бороздах мы нашли довольно мно-
го колосьев овса (колосья были
короткими и не попали в косилку).
Вечером мы разложили колосья
на просушку, а на следующий день
мама уже натолкла в ступке зерна
и из полученной муки испекла
оладьи. Оладьи были похожи на те,
что мама пекла до войны, но мы их
с трудом съели. Дело в том, что для
того, чтобы испечь оладьи, нужен
был жир для смазывания сковород-
ки, но у нас ничего не было, кроме
«олифы», бутылку которой припас
отец для ремонта. В разогретую
сковороду, стоявшую на раскален-
ных углях, мама наливала олифу,
сковорода занималась пламенем, а
когда сгорал керосин - один из ком-
понентов олифы, на сковороде оста-
валась растительное масло - второй
компонент олифы, на котором мама
пекла «оладьи».
С тех пор запах керосина вызы-
вает у меня ассоциации со страшны-
ми и голодными годами 1941-1942
годов.
85
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 84 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст