Она уехала вместе с госпиталем на
фронт, где работала в санитарном
поезде до конца войны. К сожале-
нию, ни я, ни Маша так ничего и не
узнали о дальнейшей судьбе нашей
первой учительницы, с которой нас
навсегда разлучила война.
ИСТОРИЯ
ЛЮБВИ
За год до Отечественной войны
во дворе нашего дома в летние ве-
чера устраивались танцы, которые
организовали два брата: старший
Анатолий, приблизительно двад-
цати лет, и младший Леонид, при-
близительно восемнадцати лет. Они
первыми приобрели тогдашнюю
новинку - радиолу и, установив
ее на подоконнике (их квартира
располагалась на первом этаже),
крутили пластинки (в основном
танцевальные) до позднего вечера.
К нам во двор на танцы приходили
из окрестных домов молодые девуш-
ки и парни, среди них особенно вы-
делялась одна пара: партнершу зва-
ли Ольгой, она отличалась от других
девушек своей необыкновенной
красотой - большие голубые глаза
и толстая русая коса. Ее партне-
ра - темноволосого высокого и
стройного юношу - звали Алексан-
дром. Запомнились они потому, что
я не пропускала ни одного вечера
танцев и, заслышав первые аккорды
танго «Счастье мое.
..», опрометью
сбегала по лестнице со второго этажа
Р
ецензии
и не уходила со двора, пока меня не
заставлял вернуться домой строгий
голос мамы. Эта пара запомнилась
мне еще и тем, что они всегда танце-
вали только друг с другом, а когда
с пластинки радиолы раздавался
голос Изабеллы Юрьевой: «Саша,
ты помнишь наши встречи.», они
почти всегда солировали, потому
что многим хотелось посмотреть на
эту красиво танцующую пару.
Когда началась война, Саша
один из первых, ушел на фронт, как
и многие другие ребята, которые
приходили на танцы. Я помню по-
следний вечер танцев в самом конце
июня 1941 года.
Народу было мало, а те, кто
были, не танцевали, а слушали
музыку и с тревогой о чем-то разго-
варивали. С тех пор мы уже не слы-
шали музыки новой радиолы - она
замолчала на долгие годы: младший
брат ушел на фронт и вскоре погиб, а
старший по какой-то причине остал-
ся дома, но никто и никогда больше
не услышал их радиолы - старший
брат не пережил блокады.
Однажды весной, где-то в конце
июня 1942 года я спешила на встречу
с нашей учительницей, которая хо-
тела увидеть нас, тех, кто жил в горо-
де в блокадную зиму. Навстречу мне
шла молодая женщина с короткой
стрижкой, серьезная, осунувшаяся,
она везла инвалидную коляску. Я с
трудом узнала в этой женщине Оль-
гу, ту самую красавицу, на которую
мне всегда хотелось быть похожей.
Она остановила коляску, чтобы что-
то поправить, и я увидела в коляске
человека, у которого не было обеих
ног. Оля узнала меня и слабо улыб-
нулась. Увидев в моем взгляде во-
прос: «Кто этот человек?» - сказала:
«Это мой муж, Саша». Откровенно
говоря, мне было удивительно и
непонятно, почему такая красивая
женщина остригла свою дивную
косу и почему она вышла замуж за
безногого «калеку». Конечно, мне,
двенадцатилетней девчонке, не дано
было понять чувство, которое при-
суще взрослому человеку и которое
тогда было настоящей любовью,
ради которой люди идут на любые
жертвы. Больше мне не довелось
их увидеть. В конце августа нас
эвакуировали в Сибирь.
(окончание
в следующем номере)
1
Путешествие в страну Поэзии: В 2-х кн. Кн. 2 / Сост. Л. А. Соловьева, Ю. Б. Со-
ловьев. Л.: Лениздат, 1988. С. 274.
2
Там же. С. 278-279.
Т. Н. Минникова
О книге Ю рия Лебедева
«Ленинградский
“блицкриг"»
90
Тема обороны Ленинграда ши-
роко освещена в отечественной ли-
тературе. Но до недавнего времени
упор в ней делался на прославлении
подвига ленинградцев, преимуще-
ственную героизацию их поведе-
ния. Однако однобокое освещение
событий тех лет, выделение только
одной стороны исторической прав-
ды в ущерб другим ее сторонам не
просто обедняет нашу историю, но,
по сути, искажает ее. Вот почему так
важен объективный взгляд на все,
что происходило в прошлом, вот
почему необходимо учитывать все
имеющиеся материалы на эту тему,
в том числе сохранившиеся у наших
бывших противников.
В этом смысле работа петер-
бургского военного исследователя
Юрия Лебедева «Ленинградский
“блицкриг”» представляет собой
замечательный пример такого глу-
бокого, скрупулезного и вдумчи-
вого подхода. В его книге перед
читателем разворачивается диалог
в форме дневниковых записей двух
виднейших генералов вермахта:
Вильгельма Риттера фон Лееба и
Франца Гальдера. Во время Великой
Отечественной войны первый был
командующим группы армий «Се-
вер», второй являлся начальником
История Петербурга. № 2 (66)/2012
предыдущая страница 89 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн следующая страница 91 История Петербурга №66 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст