10
М
ногонациональный Петербург
Е. С. Семенова.
Худ. К. Брюллов
Великая княгиня Елена Павловна.
Худ. А. Грааль, 1830 г.
возглавивший Императорское Рус-
ское музыкальное общество, из
музыкальных классов которого
впоследствии выросла Петербург-
ская консерватория10. Постоянный
участник вечеров у Елены Пав-
ловны граф М. Ю. Виельгорский,
будучи почетным опекуном Петер-
бургского Воспитательного дома с
1832 по 1855 год, внес огромный,
поистине неоценимый вклад в раз-
витие педагогического образования,
и прежде всего женского, включив в
него в качестве неотъемлемого ком-
понента освоение художественной и
музыкальной культуры. О масштабе
его деятельности свидетельствует
даже простое перечисление учреж-
дений, в развитии которых он при-
нимал непосредственное участие:
Сиротский институт, Александрин-
ский сиротский дом, родильный
госпиталь, училище повивальных
бабок, грудное отделение, лазареты,
училище глухонемых, деревенская
экспедиция, Александровская ману-
фактура, богадельня и т. п.11
Трудно переоценить, какое зна-
чение имел процесс женской духов-
ной эмансипации для дальнейших
судеб культуры России и националь-
ного самосознания, да, по большому
счету, и для мировой культуры.
Ю. М. Лотман подчеркивал, что
«поведение женщин последека-
бристской эпохи - факт не только
“женской культуры” <.
..> то, что
в обществе уже были люди, живу-
щие духом и в значительной мере
женщины, создавало совершенно
иной быт. Вторая половина XVIII
и первая половина XIX века отвела
женщине особое место в русской
культуре. Именно тогда сложи-
лось представление о женщине как
наиболее чутком выразителе эпохи -
взгляд, позже усвоенный И. С. Тур-
геневым и ставший характерной
чертой русской литературы XIX
века <.
..> антитеза “мужского взгля-
да” и “женского” у Пушкина заменя-
ется противопоставлением истори-
ческого и вечного. Так называемый
женский взгляд становится. реали-
зацией вечно человеческого»12.
Таким образом, домашнее обра-
зование, где роль духовного лидера
играла женщина, через институт се-
мьи позволило наиболее гармонич-
но осуществить преемственность
ценностей русской крестьянской
патриархальной культуры и дворян-
ской городской, включившей в себя
влияние европейской культуры.
В то же время развитие в культуре
женского начала в своей наивысшей
духовной форме позволило адекват-
но самоопределиться в культуре и
мужскому началу, воплотившемуся
также в своих наиболее высоких
идеалах: патриотизма, служения оте-
честву, благородстве устремлений,
чести, мужества и отваги. Именно
эти идеалы стали ведущими прин-
ципами в образовательном процессе
новых мужских учебных заведений,
которые были созданы в Петербурге
во второй половине XVIII и первой
половине XIX века.
Открытый в 1732 году Шляхет-
ный кадетский корпус, в разработке
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
А. И. Истомина в роли Флоры.
Миниатюра неизвестного художника
учебной программы которого при-
нимал участие и М. В. Ломоносов,
со временем трансформировался
из военного в светское учебное
заведение, став одним из центров
дворянской культуры. В Уставе
корпуса 1766 года было записа-
но: «сделать человека здоровым,
украсить сердце и разум, готовить
знатных граждан». Не удивитель-
но, что из стен того корпуса вышел
М. И. Кутузов, гению которого
Россия обязана победой в войне над
Наполеоном. И в то же время этот
корпус стал в 1750 году колыбелью
русского театра, возникшего из
любительского коллектива учащих-
ся под руководством драматурга
А. П. Сумарокова.
Шляхетный кадетский кор-
пус, Пажеский корпус, девизом
которого было: «Чист как золото
и тверд как сталь», Петербургская
академия художеств и, конечно
же, Царскосельский, впоследствии
Александровский, лицей, Петер-
бургская консерватория, Воспита-
тельный дом, а также многие другие
появившиеся в Петербурге учебные
заведения воспитали целую плея-
ду ученых, инженеров, педагогов,
врачей, полководцев, писателей,
поэтов, государственных деятелей,
художников и музыкантов, лучшие
из которых составили духовную
элиту России XIX века.
Без этих новых носителей
духовно-творческого измерения
культуры Петербурга невозможно
представить ни триумфальную по-
беду России над Наполеоном в войне
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 9 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст