М
ногонациональный Петербург
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
1812 года; ни уникальный в мировой
истории подвиг жен декабристов, от-
правившихся на каторгу за своими
опальными мужьями; ни фантасти-
ческий по своему масштабу духовный
подъем и расцвет культуры XIX века,
получивший название «золотого
века русской культуры»; ни расцвет
русской философско-религиозной
мысли и культуры Серебряного века
в конце XIX - начале XX века, дав-
шего России и миру целую россыпь
драгоценных имен писателей, поэтов,
музыкантов, художников, архитек-
торов, мыслителей и религиозных
деятелей.
1
Гумилев Л. Н. От Руси до России. СПб., 1992. С. 247, 249, 252; Русская философия.
Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 174.
2
Гумилев Л. Н. Указ. соч. С. 246.
3 Лихачев Д. С. Своеобразие древнерусской литературы / / Xудожественное наследие
Древней Руси и современность. Л., 1971. С. 67.
4 Категории. Теория музыки. Музыкальные термины. Гармония / / Электронный
ресурс. [Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki]
5 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции дворянства (XVIII -
начало XIX века). СПб., 2002.
6 Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Культура и быт. СПб., 2002. С. 169,170.
7 Белякаева-Казанская Л. В. Силуэты музыкального Петербурга. СПб., 2001. С. 47.
8 Педагогический университет им. А. И. Герцена. От Императорского Воспитатель-
ного дома до Российского педагогического университета. СПб., 2007. С. 33, 34.
9 Дмитриева Е. В. Указ. соч. С. 286.
10 Белякаева-Казанская Л. В. Указ. соч. С. 144-146.
11
Педагогический университет им. А.И. Герцена. От Императорского Воспитатель-
ного дома до Российского педагогического университета. СПб., 2007. С. 52.
12 Лотман Ю. М. Указ. соч. С. 57, 58, 64, 74.
Наиб Сафи
Первые эпизодические торгово-
экономические и политические
контакты между Россией и госу-
дарственными образованиями на
территории Афганистана суще-
ствовали еще в ХУ -ХУ ! веках.
Персидский историк Абдарразак
писал о прибытии русских послов
ко двору тимуридского правителя
Герата в 1464 году. А в 1490 году
в Москве побывал посол владете-
ля Герата Султан Xусейн Байка-
ри (1469-1506) с предложением
«о дружбе и любви». В середине
XVI века после завоевания Казани
и Астрахани при Иване Грозном ак-
тивизировались сношения России с
ханствами Средней Азии и Афгани-
стана, однако постоянных контактов
установлено еще не было.
В 1642 году вместе с купца-
ми и вьюками товаров в Москву
прибыл посланник владетельного
хана Балха Xоджа Ибрахим для
установления дружественных от-
ношений. Царь Михаил Федорович
(1613-1645) в ответной грамоте
известил хана о своем согласии
на установление дружественных
отношений и развитие торговли
с Балхом. Значительный интерес
проявился в России к восточным
соседям во время царствования
Алексея Михайловича. Царь на-
правил в Персию посольство князя
Козловского. Вместе с ним были
отправлены и гонцы - казанский
купец Никита Сережкин и астра-
ханский житель Василий Тушканов.
Они должны были исследовать
Индию и доставить Великому Мо-
голу Шах Джахану (1628-1657)
грамоту от московского государя.
Однако персидский шах отказался
пропустить русских гонцов через
свои территории. В середине XVII
века в России неоднократно пред-
принимались попытки добыть
сведения о коротких, безопасных и
удобных торговых путях в Индию
через Xивинское ханство и Бухар-
ский эмират. С таким поручением
братья Борис и Семен Пазухины
со спутниками прибыли в Xиву.
Из Бухары братья Пазухины от-
правили в Балх своих толмачей
Никиту Медведева и Семена Из-
маилова для сбора сведений о путях
в Индию. Правитель Балха оказал
посланцам дружелюбный прием и
разрешил свободно проехать через
свои территории. При Петре I был
начат систематический сбор све-
дений об афганцах и Афганистане.
Продолжался он и после кончины
императора российскими полити-
ческими деятелями.
Таким образом, уже начиная с
XV-XVI веков Россия имела не-
регулярные торгово-экономические
и политические контакты с Афга-
нистаном. Российские власти были
заинтересованы в привлечении
афганских купцов к торговле между
Афганистаном и Россией. Одна-
ко России не удалось установить
прямые дипломатические и иные
контакты с Афганистаном вплоть до
завоевания этой страной независи-
мости во главе с эмиром Амануллой-
ханом в 1919 году. Одной из причин,
из-за которой Россия не смогла
установить тесные контакты с
Афганистаном, являлось противо-
борство и противоречия с Англией
и борьба за сферы влияния в этом
регионе. И все же неофициальные
контакты между Афганистаном и
царской Россией на высшем уровне
имели место еще до обретения им
независимости.
Имя афганского общественно-
политического деятеля последней
четверти XIX века Саида Джама-
луддина Афгани
(Джемаль ад-Дин
аль-А ф гани)
(1839-1897), сто-
ронника пересмотра религиозной и
социально-фило софской системы
ислама в свете развития науки и
культуры в условиях подъема анти-
колониальной борьбы народов Вос-
тока, связано с Петербургом.
Шейх Саид Джамалуддин Афга-
ни родился 3 марта 1839 года в Аф-
ганистане, в семье сейида - потомка
пророка Мухаммеда. На родине и в
Индии, позже - во Франции Саид
Джамалуддин получил прекрасное
мусульманское и европейское об-
разование. Из Индии совершил па-
ломничество в Мекку, посетил Иран,
Ирак, Xиджаз. Саид Джамалуддин
Афгани служил первым визирем у
эмира Дост Мухаммед-хана, но в
11
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 10 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст