М
ногонациональный Петербург
Многие из них активно участвуют
в общественной жизни города.
К сожалению, не все образованные
афганцы смогли найти себе достой-
ную работу, соответствующую их
специальности.
Благодаря своему интеллекту-
альному и образовательному потен-
циалу афганская община считается
одной из наиболее организованных,
законопослушных, деполитизиро-
ванных.
Для защиты законных инте-
ресов и прав афганцев в 1999 году
была создана Региональная обще-
ственная организация «Союз афган-
ских граждан в Санкт-Петербурге».
Наша организация проводит меро-
приятия, направленные на сохра-
нение и развитие национальных и
религиозных традиций, культуры
среди земляков. С момента своего
создания наш союз стремился к
адаптации афганцев к российской
культуре и сближению с культу-
рами других национальностей,
проживающих в Петербурге. Мы
участвуем в работе таких объеди-
няющих общественных организа-
ций города, как Дом национальных
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
культур и Лига наций. Мы также
активно участвуем в реализации
общегородских программ, прово-
димых ГУ «Санкт-Петербургский
Дом национальностей».
В переписи населения РФ в
2010 году афганцы были выделены
в отдельную этногруппу. Таким об-
разом, впервые афганцы вошли в
национальный состав Российской
Федерации вместе с другими на-
родами. Это накладывает большую
ответственность в деле взаимного
обогащения многонациональной
культуры России.
Литература:
1. Тагирджанова А. Н. В костеле мог бы зазвучать азан / / История Петербурга. 2000. № 2. С. 53-60.
2. Хараташвили Г. С. История российско-афганских отношений. Международная научная конференция. К 150-летию восточного
факультета СПбГУ. СПб. 4-6 апр. 2007. С. 324-351.
«ГроЗа
1 8 1 2 года»
и евреи России
В. Л. Вихнович
14
Отечественная война 1812 года,
противостояние России француз-
ской, а точнее - всеевропейской
армии, возглавляемой великим
полководцем и государственным
деятелем Наполеоном, имели самые
разнообразные последствия для всех
слоев российского общества. Одним
из таких последствий было осозна-
ние себя евреями, совсем недавно
ставшими подданными Российской
империи,
русскими
евреями.
Для лучшего понимания этого
процесса надо вспомнить истори-
ческую обстановку в конце XVIII -
начале XIX века. Польское госу-
дарство, как известно, прекратило
свое существование после третьего,
окончательного раздела в 1795 году.
К Российской империи были при-
соединены территории Белоруссии,
правобережной Украины и Литвы.
Однако собственно польские земли
со столицей королевства Варшавой
перешли под власть прусских коро-
лей. Австрийской империи доста-
лась в основном Галиция. Конечно,
польские патриоты тяжело пере-
живали гибель своего государства
и цеплялись даже за призрачную
возможность его восстановления.
Таковыми были, прежде всего, обе-
щания победоносного тогда Напо-
леона, хотя они и носили довольно
туманный характер. Но тем не менее
в его войсках отважно и ревностно
сражались польские добровольцы.
После заключения Тильзитско-
го мира с Россией 25 июня (ст. ст.)
1807 года, в основном на польской
территории, отошедшей Пруссии,
было образовано «Герцогство Вар-
шавское». Естественно, многочис-
ленные еврейские подданные этого
государства стали надеяться на рав-
ные права с поляками. Было хорошо
известно об идеях Французской
революции, отменившей право-
вые ограничения евреев. Знали о
собранном Наполеоном в Париже
15 июля 1806 года Великом Сине-
дрионе еврейских депутатов из всех
его владений, на котором от лица
императора была провозглашена
гарантия свободного отправления
иудейской религии. Были также ре-
шены вопросы консисториального
устройства еврейской религии под
покровительством государства, по-
ставившего ее в равное положение
с христианскими конфессиями во
Франции. Помимо этого, приход
победоносных французских войск
в любой стране означал разрушение
стен средневековых гетто и даже
правовую эмансипацию евреев.
В польских землях уже появи-
лось много европейски образован-
ных евреев, радостно воспринявших
новые веяния из Парижа. Этому так-
же способствовала репутация вождя
борцов за польскую независимость
Т. Костюшко, прославленного героя
двух революций - американской
и французской. Он благосклонно
приветствовал предложение Берека
Иоселевича сформировать еврей-
ский полк, который будет защи-
щать Варшаву в составе его войск.
В своем ответе Костюшко под-
держал надежду на лучшую долю
евреев в свободной Польше, правда,
опять-таки в неконкретных выраже-
ниях. Полк Берека большей частью
погиб при штурме Варшавы русски-
ми войсками. Сам Берек спасся, за-
тем доблестно сражался в польских
легионах Наполеона и пал в схватке
с австрийцами в 1809 году.
Однако вопреки всем надеждам
власти созданного Наполеоном
Герцогства Варшавского делали
все возможное, чтобы погасить на-
дежды еврейских подданных, или,
как тогда их вежливо стали на-
зывать - «поляков старозаветного
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 13 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст