М
ногонациональный Петербург
закона». Прежде всего, было объ-
явлено, что положения либеральной
конституции, предусматривавшие
равноправие граждан, на «испове-
дующих религию Моисея» не рас-
пространяются в течение десяти
лет, хотя допускалась возможность
отдельных исключений. Затем
последовало восстановление всех
прежних обидных ограничений, в
частности, на право проживания в
самой Варшаве, причем основной
массе евреев было предписано в по-
лугодовой срок выселиться с глав-
ных улиц столицы. Исключением
стала семья Берека Иоселевича, а
его вдове для пропитания домочад-
цев было разрешено «торговать там
водкой». Восстановление еврейских
гетто происходило и в других го-
родах герцогства. Напрасно евреи
обращались к властям: «Мы во всем
обременены большими податями,
нежели прочие жители, у нас отнята
возможность иметь радость приоб-
рести клочок земли, построить себе
дом, основать хозяйство, фабрику,
свободно вести торговлю, делать
все то, что Бог и природа позволяют
человеку <.
..> Неужели та земля, на
которой родились наши предки и за
это не раз дорого платили, останется
чужою для нас?»1
Напротив, уже перед началом
войны правительство выработало
законопроект, запрещавший евреям
производство «питий» и торговлю
ими, что лишало средств к суще-
ствованию множество людей, не
предоставляя им других возможно-
стей пропитания. В качестве обосно-
вания говорилось, что несомненная
будущая победа Наполеона восста-
новит Польшу в старых границах,
и надо заранее законодательно под-
готовиться к возврату территорий
с многочисленным еврейским на-
селением. Кроме того, евреев осво-
бодили от воинской повинности
с издевательским комментарием,
потребовав взамен коллективной
ежегодной подати в размере 700
тысяч злотых.
В соседней Российской империи
ожидания и надежды еврейского на-
селения были на переломе веков
иными. Еще не были забыты первые
слова указа Екатерины II о переходе
Белоруссии в 1772 году под власть
Российской короны: «.
..разумеется,
что и еврейские общества, жи-
тельствующие в присоединенных
к Империи Российской городах и
землях, будут оставлены и сохра-
нены при всех тех свободах, коими
они ныне в рассуждении закона и
имуществ своих пользуются, ибо
человеколюбие ее императорского
величества не позволяет их одних
исключать из общей всем милости
и будущего благосостояния под бла-
гословенною ее державою, доколе
они с своей стороны, с надлежащим
повиновением яко верноподданные
жить и в настоящих торгах и про-
мыслах по званиям своим обращать-
ся будут»2.
Екатерина II неофициально раз-
решала евреям приезжать по делам
в Россию и даже в Санкт-Петербург.
Более того, евреев под прозрачным
псевдонимом «новороссийских
купцов» российское правительство
поощряло поселяться в только что
присоединенной Новороссии, в
том числе и в недавно основанной
Одессе, где уже в 1794 году они со-
ставляли 10% всего населения. На-
ряду с подтверждением «кагальной»
системы, то есть общинного (в «ка-
гале» - общине) самоуправления,
евреям было разрешено вместе с
христианами записываться в купе-
ческое или мещанское сословия. Тем
самым они выводились из-под юри-
дической и финансово-фискальной
власти кагала, включались в обще-
гражданскую жизнь, приобретали
право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления.
Правовое и гражданское значение
этого разрешения было исключи-
тельно велико. По понятиям того
времени, причисление к сословным
группам населения - купечеству
и мещанству - означало призна-
ние евреев равноправными в со-
словном отношении гражданами
государства, а предоставление им
избирательного права было вообще
исключительным явлением в тог-
дашней Европе.
Еще более показателен ответ
императрицы на жалобы еврей-
ских обществ по поводу произвола
местных властей, на недобросо-
вестность выборов, запрещение
евреям проживать вне городов,
заниматься винными промыслами
и ограничение власти кагала. При
направлении прошения в Сенат
она повелела секретарю объявить
генерал-прокурору, что «ее величе-
ство приметить указала, что когда
означенные еврейского закона люди
вошли уже на основании указов ее
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
величества в состояние, равное с
другими, то и надлежит при вся-
ком случае наблюдать правило,
ее величеством установленное,
что всяк по званию и состоянию
своему долженствует пользоваться
выгодами и правами без различия
закона и народа»3. На основании
этого указания 21 января 1786 года
было дано соответствующее реше-
ние Сената. Фактически оно на пять
лет предвосхитило Декларацию
французского Учредительного со-
брания о предоставлении евреям
гражданского равноправия. Следует
отметить, что, в отличие от фран-
цузского акта, в решении Сената
речь шла о равноправии не только
религии, но и народа. Несомненно,
однако, что в условиях крепостни-
ческого государства, безраздельного
господства аристократии и церкви,
бесправности основной части насе-
ления - крестьянства - и крайней
слабости торгово-промышленного
слоев России эти начинания не
могли быть проведены в жизнь. Но
тем не менее 23 июня 1794 года был
обнародован Указ, подтвердивший
прежний перечень территорий гу-
берний, открытых для проживания
лиц иудейского вероисповедания,
и добавивший еще к ним три укра-
инских - Киевскую, Черниговскую,
Новгород-Северскую, а также две
литовские губернии.
Еще более обнадеживающим
было начало царствования импе-
ратора Александра I. В ноябре 1802
года был учрежден специальный
«Комитет по благоустройству евре-
ев», целью которого было улучше-
ние социального и экономического
положения еврейского населения
империи, достигшего к тому време-
ни численности одного миллиона
человек. В результате многих споров
и обсуждений в журнале заседаний
было отмечено, что «.
..в образовании
евреев (следует) предпочесть сред-
ства тихого одобрения, возбуждения
их собственной деятельности и пре-
сечения только тех препятствий,
кои зависят непосредственно от
правительства и сами пресечься не
могут»4. Более того, в столицу были
приглашены представители еврей-
ских общин. Когда они прибыли к
лету 1803 года в Санкт-Петербург,
там уже существовала столичная
еврейская община из нескольких
десятков человек. Датой ее воз-
никновения считается 1 марта 1802
15
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 14 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст