16
М
ногонациональный Петербург
года, когда на Волковском кладбище
евреям был отведен отдельный уча-
сток. В декабре 1804 года император
подписал разработанное Комитетом
«Положение об устройстве евреев».
Новый акт, хотя и подтвердил суще-
ствующую в 13 западных губерниях
черту оседлости, все же расширил ее
границы, добавив к ней Астрахан-
скую и Кавказскую губернии. Для
поощрения предпринимательства
отменялась двойная подать с евреев-
фабрикантов, ремесленников и зем-
ледельцев. Разрешалось приезжать
во внутренние губернии России
по делам купцам, ремесленникам,
фабрикантам и художникам с се-
мьями. Хотя для этого требовалось
получение специальных паспортов,
все же такое разрешение послужило
началом формирования еврейских
общин в столице империи и в других
собственно русских городах.
Важным новшеством было раз-
решение детям евреев обучаться
наряду с другими детьми во всех
российских училищах, гимназиях
и университетах, при этом гаранти-
ровалась свобода вероисповедания.
Однако этим правом религиозное
еврейское население не желало вос-
пользоваться десятки лет. Гораздо
большее значение для тогдашнего
еврейского сообщества имела ре-
форма еврейского самоуправления.
Кагальные старшины должны были
утверждаться властями. Кагалы не
имели право вводить новые налоги,
раввинам запрещалось прибегать к
наказаниям религиозного характе-
ра, преследовать своих оппонентов,
в частности хасидов. Последнее
было особенно важным, посколь-
ку это новое движение хасидизма
встретило острейшее противодей-
ствие среди приверженцев тради-
ционного руководства иудейских
общин - «митнагдимов». Дело
доходило до проклятий и клеветы,
а также доносительства петербург-
ским властям.
В этом отношении наиболее
благоприятное впечатление у еврей-
ского населения оставило короткое
царствование императора Павла I
(1796-1801). В его царствование
выдающийся руководитель и фило-
соф движения хасидизма Шнеур-
Залман (Шнеерсон) из белорус-
ского местечка Ляды был обвинен
митнагдимами в государственной
измене, арестован властями по
их доносу, доставлен в Петербург
для следствия и помещен в Петро-
павловскую крепость. В резуль-
тате объективного изучения дела
Шнеур-Залман был из-под стражи
освобожден. До сих пор хасиды
празднуют день его освобождения
и рассказывают о доверительных
беседах своего учителя с самим
императором и высшими сановни-
ками империи, а также о чудесах,
которыми он их поражал.
Надвигающаяся угроза войны
с Наполеоном также вынуждала
правительство Российской империи
считаться с настроениями подвласт-
ного еврейского населения. Так, оно
негласно отменило намечавшееся
запрещение традиционных промыс-
лов, которыми евреи занимались,
Шнеур-Залман из Ляд, основатель хасидского движения «Хабад»
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
находясь на службе у местных по-
мещиков, в частности производство
и продажу крепких напитков. При
этом отменить исключительное
право помещиков на винокурение
дворянское государство не могло, да
и не желало. Переселение же евреев
для занятий земледелием на новых
землях требовало значительных
средств, которых у потенциальных
переселенцев не было.
Надо сказать, что «Грозу 1812
года» Шнеур-Залман заранее ожи-
дал и даже не сомневался в ее ис-
ходе. Вот как определял он личность
завоевателя: Наполеон «мне глубо-
ко ненавистен, ибо он - сатана, всею
силою зла противящийся добру,
воплощение злобы и суровости, как
отрицания милосердия и добра».
Российский император Александр I,
напротив, в изображении Шнеура-
Залмана, являет «противополож-
ное тому свойство - милосердие,
доброта к каждому <.
..> Когда его
постигает успех, он приписывает
его не себе лично, а единственно
Всевышнему и на него одного воз-
лагает свои надежды»5.
Шнеур-Залман был не только
религиозным мыслителем, но и
активным общественным деятелем,
обладавшим огромным влиянием на
своих последователей. Поэтому во
время начавшегося похода Наполео-
на он обратился к ним с воззваниям
оказывать русским войскам всемер-
ное содействие. Русский перевод
текста этого воззвания хранился в
Военно-Ученом архиве Генерально-
го Штаба под названием «Письмо
раббина Зальмана Броховича ко
всем евреям, в Белоруссии пре-
бывающим». Перевод засвидетель-
ствован полтавским губернатором
П. Могилевским, что объясняется
кончиной р. Шнеура-Залмана около
г. Гадяч Полтавской губернии.
Документ, опубликованный
полностью в книге С. М. Гинзбурга
«Отечественная война 1812 г. и
русские евреи», малоизвестен, но
весьма интересен для характери-
стики настроений и надежд того
времени (Орфография и стиль по
возможности сохраняются):
«По разрушении в прошедшем
веке еврейского царства сделались
нашим отечеством те земли, в
которых предки водворились. Мы,
пребывающие под благословенною
державою Российского Государя
Императора, не только не чу в-
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 15 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст