М
ногонациональный Петербург
оставшиеся здесь жиды показывают
к нам неложную приверженность»12.
Еще более показательно донесение
генерала Витгенштейна царю 26
октября: «По распоряжению Куту-
зова, в Витебской губернии было
оставлено Тульское ополчение “для
надзора и укрощения зловредных
замыслов многих из обывателей”».
Причем «злобные поляки» якобы
«двоекратно покушались истребить
ополчение, но извещение полным
кагалом жидовским о сем покуше-
нии спасло ополчение»13.
В последний период войны
евреи Белоруссии и Литвы осо-
бенно много терпели от грабежей
и насилий бежавших к границам
французов. От бесчинств мароде-
ров пострадало много синагог, а на
еврейском кладбище в Вильно было
уничтожено множество памятников
и устроено пастбище для лошадей.
Появление русских войск также
могло сопровождаться эксцессами,
но хотя бы означало установление
стабильности и порядка. Неуди-
вительно поэтому, что русские
офицеры вспоминали: «Поляки
воспринимали нас как победителей,
жиды же как спасителей. Более
того, у города Лепель и у деревни
Талеханы близ Пинска евреи по соб-
ственной инициативе восстановили
для наступавших русских войск
деревянные мосты, разрушенные
французами»14.
В настроениях евреев - поддан-
ных Российской империи - фран-
цузы скоро убедились сами, о чем в
мемуарной литературе сохранились
откровенные признания. Приведем
характерное свидетельство взятого
в плен французского офицера Гене-
рального штаба русскому генералу
Ланжерону: «Как мы можем знать
что-нибудь, когда в качестве шпио-
нов мы можем употреблять только
евреев, а они все за вас!» - «Он был
прав, - замечал по поводу этих слов
генерал Ланжерон, - евреи были
нам привержены, и для французов
они могли быть опасными шпиона-
ми; они могли скорее обмануть их,
нежели исполнить возложенную
на них обязанность»15. Такая пре-
данность евреев русским интере-
сам однажды была использована
французами, что привело к траги-
ческому исходу. Это случилось при
подготовке к переправе остатков
французской армии и самого Напо-
леона через реку Березину. Тогда ка-
залось, что гибель или пленение его
абсолютно неизбежны, поскольку
французы практически были окру-
жены русскими войсками. Но, зная
настроения евреев, французский
маршал Удино собрал группу евреев
г. Борисова и стал расспрашивать
о бродах через Березину, давая
понять, что переправа французов
будет происходить у местности,
именуемой Игумен. При этом он
стал вербовать проводников, а затем
отпустил всех, приказав хранить
все услышанное под строгим се-
кретом, сознательно рассчитывая,
что это будет немедленно сообщено
русским. Расчет оказался точным.
Три еврея из Борисова немедленно
явились к русскому командующе-
му Чичагову и передали ему все
услышанное. Произошло передви-
жение русских войск к указанному
месту, оставив открытым район
действительной переправы у Сту-
денки. После случившегося ярость
сухопутного адмирала Чичагова
была безмерна. Он обвинил трех
евреев-патриотов в обмане, и они
были по его приказу повешены как
предатели. Так что эти трое попол-
нили собой немалый список евреев,
своей жизнью заплативших за пре-
данность Российскому государству
в Первую Отечественную войну.
В высшем российском руковод-
стве понимали значение еврейского
населения для дела войны с На-
полеоном. В 1812-1813 годах при
императорской главной квартире
постоянно находились два еврея -
Зундель Зонненберг и Лейзер Дил-
лон, носившие титулы «депутатов
еврейского народа». Их обязанности
состояли в координации деятель-
ности кагалов и других еврейских
учреждений по содействию русской
армии, а также в посредничестве
между евреями и центральными
властями. Через них передавались
указания и инструкции российских
властей, а также решались вопросы
снабжения армии и сбора пожертво-
ваний от еврейского населения. Об
эффективности их работы свидетель-
ствует похвальный лист Зонненбер-
гу и Диллону от начальника Гене-
рального штаба князя П. Н. Волкон-
ского. Они сопровождали русскую
армию за пределы России и 29 июня
1814 года получили аудиенцию у
императора Александра I, который
выразил «еврейским кагалам свое
милостивейшее расположение и
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
повелел, чтобы та же депутация или
подобная отправилась в Петербург,
дабы там, во имя проживающих в
империи евреев, выждать и полу-
чить выражение высочайшей воли
и определение относительно их
верноподданнейших пожеланий и
просьб касательно современного
улучшения их положения»16.
Одной из причин таких обеща-
ний было то, что евреи много жертво-
вали на нужды армии. Сообщения о
таких пожертвованиях сохранились
в сообщениях из кагалов и отдель-
ных евреев Екатеринослава, Люци-
на, Витебска, Могилева, Шклова,
Минска, Петербурга, Житомира и
других городов. В Лепеле Витебской
губернии еврейская община взяла
на свое попечение шесть раненых
русских солдат, выброшенных фран-
цузами из лазаретов, и тем самим
спасла им жизнь17. Богатый банкир,
откупщик и общественный деятель
A. И. Перец (1770-1833) даже вло-
жил все свое состояние в снабжение
русской армии. Поскольку казна
задерживала платежи, он разорился
и обанкротился. В результате его
имущество было продано за 1,5 млн
рублей, в то время как задолжен-
ность ему казны составляла 4 млн
рублей. (Кстати сказать, его старший
сын Григорий принимал участие
в декабристском движении и был
осужден на вечную ссылку.)
Война с Наполеоном самым
губительным образом сказалась на
экономическом положении евреев,
проживавших на театре военных
действий. Главной причиной обще-
го разорения еврейского населения
Белоруссии и Литвы были грабежи
французских войск как при насту-
плении, так и при беспорядочном
бегстве. К тому же, конечно, не
следует воспринимать отношения
евреев с русской армией как сплош-
ную идиллию. Прежде всего, казаки
и башкиры, преследовавшие фран-
цузов, не всегда разбирали, кого гра-
бить, и, безусловно, евреи не были
привилегированным исключением.
Впрочем, доставалось и христианам.
Например, граф Растопчин в письме
императору Александру I писал:
«Бесчинства армии (русской. -
B. В.)
дошли до такой степени, что
15 числа (декабря 1812 г.) здешний
священник отказался служить обед-
ню, потому что за два дня перед тем,
во время службы, человек 20 солдат
пришли грабить церковь»18. Правда,
19
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 18 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст