30
М
ногонациональный Петербург
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
Л I
ь
бывало и так, что отдельные евреи
вознаграждали себя за счет казаков.
Например, в занятой русскими
войсками Вильне они скупали у
них награбленное у французов за
фальшивые русские облигации, в
изобилии напечатанные по приказу
Наполеона перед вторжением.
Следует отметить еще одно об-
стоятельство. Офицеров нередко по-
ражала красота еврейских женщин.
Вот воспоминание одного офицера:
«К вечеру прибыли мы в местечко
Неменчино, откуда осталось 30
верст от Вильны. Мы остановились
ночевать, дабы доехать в Вильну
днем. Хозяин корчмы, где мы оста-
новились, был жид. Он имел двух
прекрасных дочерей, из которых
старшая называлась Белла. Брат
Михайла весь вечер ухаживал за
ней с Колошиным». Эта красавица
прославилась тем, что ее удостоил
поцелуя император Александр,
когда проезжал через это местеч-
ко. Как отмечает далее историк
С. М. Гинзбург, именно со времени
похода 1812 года в русской литера-
туре появляются стереотипные сю-
жеты о красавице-еврейке и грязном
«жиде», продающем все за деньги,
но мешающем счастью дочери, оце-
нившей блага жизни в христианском
обществе19. При этом преклонение
перед еврейскими красавицами
не мешало порой подвыпившим
гулякам-офицерам оттаскать ее отца
или брата-корчмаря за пейсы.
Пленные воины Великой армии
сразу же почувствовали пренебрежи-
тельное отношение многих русских
офицеров к «жидам». В мемуарах
сохранились воспоминания бывших
пленных о временном проживании
в еврейских домах. У хозяина-еврея
можно было безнаказанно воровать
живность и продукты, зная, что жало-
ваться ему некому. Особую проблему
создавало нарушение пленными
ритуальных обычаев, прежде всего,
пользование посудой, становящейся
непригодной для религиозного еврея
при приготовлении в ней некошерной
пищи. Пленные силой брали для при-
готовления пищи ту посуду, которая
им приглянулось, отлично зная, что
в случае сопротивления хозяев они
могли рассчитывать на помощь
конвоиров. Вот характерный пример
из воспоминаний одного пленного:
«В Бобруйске мы получили порядоч-
ную квартиру у одного еврея. Здесь у
нас вышла ссора с нашим евреем: он
не позволял нам развести огонь (была
суббота. -
В. В.)
и не давал посуды для
варки пищи, покуда мы не позвали
нашего конвойного офицера, который
несколькими ударами кнута приучил
его к порядку»20.
Бывали и другие издевательства
над еврейскими религиозными обы-
чаями. Например, было замечено,
что на дверном косяке каждого
еврейского дома прикреплена за-
писочка на еврейском языке. (Речь
идет о
мезузе
- кусочке пергамента
с написанными стихами из Второза-
кония). Некоторые французы стали
утаскивать эти записочки и возвра-
щать их только за водку. Такие фак-
ты вызвали у еврейского населения
озлобление против пленных, хотя
в воспоминаниях имеется и много
примеров помощи погибающих в
последний период кампании сол-
датам и офицерам Великой армии
и спасения их.
Но тем не менее евреи радостно
приветствовали возвращение рус-
ской армии. Тогда русские газеты
писали: «При вступлении армии на-
шей в Белоруссию примечена была
в евреях чрезвычайная всеобщая
радость». Императора Александра
всюду встречали еврейские депута-
ции с хлебом-солью. Торжественные
благодарственные богослужения
состоялись в Бердичеве, Минске,
Ковно, Люцине, Екатериносла-
ве, Житомире и других городах.
О преданности России еврейского
населения сохранилось много сви-
детельств. Приведем только самое
характерное - запись в дневнике
великого князя Николая Павлови-
ча, будущего императора Николая I,
чье царствование оставило мрачный
след в истории евреев Российской
империи: «Удивительно, что они
(евреи) в 1812 г. отменно верны нам
были и даже помогали, где только
могли, с опасностью жизни»21.
Еще более конкретно и про-
никновенно свидетельствовал о
преданности евреев русскому делу
знаменитый Денис Давыдов: «.
..все
евреи, обитавшие в Польше (т. е., в
данном случае, Белоруссии и Лит-
ве. -
В. В.)
были столь преданы нам,
что во все время не хотели служить
неприятелю в качестве лазутчиков и
весьма часто сообщали нам важней-
шие сведения о нем». Заняв Гродно,
Давыдов издал следующее уникаль-
ное для того времени распоряжение:
«Приказываю всем и во всем отно-
ситься к еврейскому кагалу. Зная
преданность евреев к русским, я
избираю кагального в начальники
высшей полиции и возлагаю на него
ответственность за всякого рода
беспорядки, могущие возникнуть
в городе <.
..> Дело кагального вы-
брать себе из евреев помощников
<...> Кагальный должен помнить
и гордиться властью, которою я
облекаю его и евреев, и знать, что
ревность его и усердие их будут из-
вестны высшему начальству»22.
Остается добавить, что тогда,
после победы над Наполеоном, на
это высшее начальство Российской
империи возлагали самые светлые
надежды не только евреи, но и все
российское общество.
1
Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа. Т. III. М.; Иерусалим, 2002.
С. 266.
2
Гессен Ю. История еврейского народа в России. М.; Иерусалим, 1993. С. 47.
3 Там же. С. 71.
4 Там же. С. 150.
5 Гинзбург С. М. Отечественная война 1812 г. и русские евреи. СПб., 1912.
С. 56-57.
6 Там же. С. 59-61.
7 Там же. С. 51.
8 Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 г. Л., 1985. С. 108-109.
9 Попов А. Н. Великая армия в России. Погоня за миражом. Самара, 2002. С. 278.
10 Гинзбург С. М. Указ. соч. С. 77.
11 Там же. С. 78.
12 Попов А. Н. Указ. соч. С. 304.
13 Там же. С.279.
14 Прайсман Л. История евреев России. М., 2005. С. 118-119.
15 Гинзбург С. М. Указ. соч. С. 84.
16 Гессен Ю. Указ. соч. С. 177.
17 Гинзбург С. М. Указ. соч. С. 85-86.
18 Там же. С. 113.
19 Там же.
20 Там же. С. 117.
21 Там же. С. 125.
22 Там же. С. 126.
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 19 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст