М
ногонациональный Петербург
11
Е Т I* О
П О Л
Ъ»~
Александр ЧаЧба
и раМ ш ие русской национальной
сценографии б наЧале Х Х бека
Б. М. Аджинджал
24
Отец художника Константин
Чачба (Шервашидзе)1, прозванный
на родине «Любимец народа», был
младшим сыном Георгия Чачба —
владетеля Абхазского княжества,
при котором Абхазия вошла (1810 г.)
добровольно в состав Российской
империи как автономия. Выпускник
Пажеского корпуса Константин
Георгиевич Чачба был арестован
(1832 г.) за активное участие в
дворянском заговоре, являвшем-
ся выражением протеста против
колониальной политики царизма
на Кавказе. До конца своих дней
(1883 г.) он находился под строгим
секретным надзором, жил в стеснен-
ных материальных условиях.
В середине 1860-х годов К. Г. Чач-
ба в чине майора подал в отставку,
женился на дочери учителя-француза
пианистке Наталии Матвеевне Дан-
луа и переехал в Крым, в Феодосию
на постоянное местожительство,
поскольку ему был запрещен въезд в
Абхазию. В Феодосии в 1867 году ро-
дился будущий художник Александр
Константи нович Чачба.
Одно время юный Саша учился
в Нижегородском кадетском корпу-
се, но военная карьера его не прель-
щала. За неуспеваемость и дерзкий
характер он был исключен из 6-го
класса кадетского корпуса. В конце
1880-х годов он окончил реальное
училище в Киеве. Увлекаясь рисова-
нием, поступил вольнослушателем
в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, где раскрылся
его дар как живописца.
Русская реалистическая худо-
жественная школа, глубокое изу-
чение европейской культуры во
время поездок за границу, особенно
многолетние занятия в Парижской
академии, сформировали его как
тонкого художника-профессионала.
Созданные им живописные полотна,
графические листы, многочислен-
ные эскизы декораций, костюмов к
А. К. Чачба.
Фото началаXXв.
театральным постановкам и художе-
ственные статьи о русском и фран-
цузском изобразительном искусстве
характеризуют его как выдающегося
деятеля культуры XX века.
В 1906 году Александр Кон-
стантинович Чачба был приглашен
в Петербург для работы в Импера-
торских театрах по совету главного
художника А. Я. Головина2. С тех
пор А. К. Чачба навсегда связал
свою жизнь с театром. Именно в нем
полностью раскрылись его много-
гранный талант, его творческая
индивидуальность.
Долгое время петербургский ка-
зенный театр испытывал большую
зависимость от Запада. Декорации
зачастую заказывали во Франции,
Германии. Но в конце XIX века в
Петербурге основали шесть спе-
циализированных художественно-
декорационных мастерских, одну
из которых возглавил А. К. Чачба.
Первый официальный заказ дирек-
ции Петербургских императорских
театров он получил 18 декабря
1906
года - заказ на декорации к
опере Ш. Гуно «Фауст». Работа про-
должалась до середины 1908 года.
Эскизы декораций к опере «Фауст»
стали значительным достижением
художника и пользовались боль-
шим успехом на выставках. Один
из одесских критиков справедливо
писал о «реформе декоративного ис-
кусства, которую произвели работы
трех лучших декораторов нашего
времени —
К. Коровина, А. Головина
и кн. Шервашидзе»3.
Важной вехой в творчестве
A. Чачба стала опера Р. Вагнера
«Тристан и Изольда», поставлен-
ная на сцене Мариинского театра
B. Э. Мейерхольдом. Работа над
оперой началась осенью 1908 года,
шла очень напряженно и длилась
более года. Генеральные репетиции
спектакля вызывали жаркие споры.
Чтобы внести ясность в свой план
постановки, Мейерхольд выступил
в театре с лекцией о принципах
оперной режиссуры.
А. Чачба поддерживал режиссер-
ские концепции Мейерхольда. «Обо
всем, Вами высказанном, - писал он
Мейерхольду, - лучше переговорить
перед эскизами же - они уже сделаны.
Многое в них изменено сообразно
с Вашими указаниями <.
..> многое
я ввел во время работы. Первая
картина <.
..> должна быть ярко-
красной, белой, на синем, синеющем,
голубоватом фоне (чистый тон синего
цвета невозможен при вечернем
освещении). Вторая картина <.
..>
зеленый и синий, серый; думаю, что
она будет наподобие сказочной, - и
по композиции, и по тону. Третья -
серый, синевато-холодный свет,
утреннее солнце или светлое утро»4.
После премьеры театральные
критики отметили выдержанность
колорита, но были недовольны тем,
что спектакль решен в стиле XIII,
а не XII века, когда была записана
легенда, и не поддержали исполь-
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 23 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст