26
М
ногонациональный Петербург
Эскиз костюма Анучкина к комедии
Н. В. Гоголя «Женитьба»
мира, как мир сцены и мир мастер-
ской декорационного зала. Я думал
лишь о том, чтобы лучше прошел
спектакль и чтобы артистам было
хорошо на сцене, и больше было им
аплодисментов», - писал художник
дочери 14 октября 1958 года.
Сценический костюм Алек-
сандр Константинович считал суще-
ственным элементом театрального
действа. Он должен соответствовать
цветовому решению декорации. В
целом костюм, по его убеждению,
создает «музыку цвета», созвучную
Тамара Карсавина в костюме
по эскизу А. К. Чачба (балет
Р. Дриго «Талисман»).
1909 г.
музыкальному и драматическому
замыслу. Эту особенность произ-
ведений художника постоянно от-
мечали многие его современники.
М. А. Волошин писал о костюмах
А. К. Чачба для «Тристана и Изоль-
ды»: «Это ценный исторический труд,
выполненный при серьезном изуче-
нии древних миниатюр и иллюмина-
ции. Ценность его увеличивается еще
тем, что кроме костюмов он дает еще
ряд характерных поз и жестов, кото-
рые могут быть неоценимы при поста-
новке хоров и массовых сцен»15.
Эскиз костюма Изольды к опере
Р. Вагнера «Тристан и Изольда».
1909 г.
Те же принципы неизменно
прослеживаются во всех работах
А. К. Чачба. За 12 лет художник
оформил более 50 спектаклей как
в петербургских, так и в других
театрах дореволюционной России.
В их числе, кроме уже упомянутых,
оперы «Миранда» (Н. Казанли) и
«Чудо роз» (П. Шенк); балеты «Си-
няя борода» (Ж. Оффенбах), «Царь
Кандавл» (Ц. Пуньи) и «Талисман»
(Р. Дриго) в Мариинском театре;
драматические спектакли «Завтрак
у предводителя» (И. Тургенев),
«Невеста» (Г. Чулков), «Тот, кто
I I
К
' I '
К *
О
I I
О
и I
ь
Эскиз к костюму Софьи (комедия
А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
получает пощечины» и «Профессор
Сторицын» (Л. Андреев), «Жулик»
(И. Потапенко), «Кукушкины сле-
зы» (А. Толстой) в Александринском
театре; «Горе от ума» (А. Грибоедов)
в Харьковском драматическом теа-
тре и многие другие.
А. К. Чачба принял самое дея-
тельное участие во втором теат-
ральном сезоне (1911-12) «Ста-
ринного театра», организованного
Н. Н. Евреиновым и Н. В. Дризеном
в 1907 году. Там Александр Кон-
стантинович встретил друзей по
«Миру искусства»: Н. К. Рериха,
И. Я. Билибина, Е. Е. Лансере,
В. А. Щуко, Н. К. Калмакова, кото-
рые тоже были приглашены в новый
театр. Там же он познакомился с
будущей (второй) своей женой
Н. И. Бутковской, известной актри-
сой «Старинного театра».
А. К. Чачба оформил комедию
Тирсо де Молины «Благочестивая
Марта, или Влюбленная святоша»
(режиссер К. М. Миклашевский,
музыка И. А. Саца, хореограф
В. И. Пресняков). Премьера «Бла-
гочестивой Марты» состоялась
25 ноября 1911 года. Положитель-
но оценивая работу художника,
Э. Старк писал: «По эскизу князя
Шервашидзе был воспроизведен
прелестный двор “венты” (по-
стоялый двор) при удачной пла-
нировке сцены под прямым углом от
зрителя, причем левую сторону угла
составляет стена дома, а правую -
высокий каменный забор; между
этими забором и навесом первого
История Петербурга. № 3 (67)/2012
предыдущая страница 25 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №67 (2012) читать онлайн Домой Выключить/включить текст